Ребенок принес в класс
череп дохлой крысы…
Это случилось лет
80-90 лет назад, на юге Франции в Приморских Альпах, а учителя звали Селестен
Френе...
Когда
спрашивают: «А в чем сверхидея школы Френе?», - приходит на ум эта история о
черепе крысы. Впрочем, я не совсем уверен в переводе,- может, это был череп
какого-нибудь другого грызуна.
Я представляю, что бы сделал
нормальный школьный учитель, если б ученик посреди урока из кармана вытащил
череп дохлого животного.
Френе, как пишут его друзья, обрадовался, попросил, чтобы ученик показал
череп всему классу и посвятил урок этому предмету: как называется животное,
каких размеров оно, чем питается, а каких еще грызунов вы знаете…
Я не представляю ни Штайнера, ни Шаталова с черепом дохлого грызуна в
руках. Может быть, Амонашвили – вообще этот великий грузинский педагог чем-то
схож с Селестеном Френе. Видимо, горный водух и отдаленность от столицы
империи – благоприятная среда для зарождения «гуманистической педагогики».
Мне кажется, что череп дохлой крысы – такой же символ педагогики Френе как и
его знаменитая типография.
С этим
черепом в класс вошла, ворвалась улица с детскими играми, делами, фантазиями
– с обычным миром обычного ребенка.
|