Среда, 17.07.2019, 08:24
| RSS
Главная | Статья о Шалве Александровиче
Меню сайта
Новости
[19.01.2018]
Актуальная информация про "Сад" здесь.
[19.10.2017]
Книга Жизни
[31.08.2017]
Лето Сада
[03.03.2017]
Сочинения Игоря Киршина – здесь
Архив новостей
Поиск
Друзья сайта
Солнечный Сад


 

Учитель, будь солнцем для своих учеников!

 

 

Вот с этой фотографии в журнале «Работница» всё и началось. Фотография двадцать лет стояла у меня перед глазами и объясняла – что мне надо делать.


Кем стал для меня Шалва Александрович?

- Солнышком он стал!

Вдохновителем.

Освободителем.

 


В детстве я мечтал, чтобы у меня был такой волшебный лев – мудрый и добрый, который всё понимает и может помочь. Я шёл из школы после уроков, в портфеле у меня были двойки, вдобавок меня обижали большие мальчишки. Капал мелкий дождь. Мне было очень грустно. Мне казалось, что меня никто не понимает. Я мечтал, что вдруг встречу такого огромного, доброго льва, с шелковистой шерстью, в которую можно уткнуться лицом и погрузить руки.

И так стоять.

И он всё поймёт.

И поможет.

И всё будет хорошо.

Но волшебного льва нигде не было.

Такого льва я встретил потом. Это был Шалва Александрович. Он был небольшой ростом. И без гривы. Но от него исходила та самая спокойная, добрая, мудрая сила. Эта сила обнимала меня. И утихали мои бури, уходили боли. Становилось ясно – что делать, чтобы всё было по правде.

 

Когда я в первый раз увидел Шалву Александровича по телевизору – поразился! Его урок – счастье и песня. И дети счастливы и он сам. Я ничего подобного никогда не видел. У меня запело сердце.

Перестройка. Мы затеваем студию Солнечный Сад. Думаем – как его делать? И тут появляются статьи Шалвы Александровича. Как удар грома! Оказывается, есть педагогика живая, вдохновенная и есть мёртвая, скучная. Мы это всегда чувствовали, но впервые – осознаём. Мы выбираем свой путь! И начинаем работать с детьми по-новому:  свободно, творчески, с радостью.

Именно из идей Шалвы Александровича вырастают формы нашей работы – творческие походы, письменный диалог, Горения и т.д.

Так он освобождал нас от оков формальной педагогики.

Середина девяностых, дети мои вырастают, становятся строптивыми подростками. И я опять не знаю, что делать. Ночей не сплю, мучаюсь, молюсь: «Господи, вразуми!» Господь вразумляет: ищи настоящего Учителя. Я вспоминаю счастливую песню урока Шалвы и его замечательные идеи. Озаряюсь: надо ехать к нему!

Приезжаю в Москву, нахожу Шалву Александровича. Рассказываю о Саде, о нашей жизни. Шалва Александрович горячо заинтересован, приглашает выступить с рассказом о нашей работе на собрании видных учёных. Выступаю с жаром, показываю рисунки ребят, читаю их стихи. Даже пою! Шалва Александрович реагирует на всё это очень сердечно и с восхищением.

После этого мы устраиваем семинар Шалвы Александровича в Калининграде. Он приходит в Сад, знакомится с ребятами, вникает глубже в нашу жизнь. И снова яро поддерживает нас. Мне он настойчиво советует писать диссертацию о жизни Солнечного Сада. Я отнекиваюсь – дескать, не люблю бумажки, люблю живую работу с ребятами. На что слышу: «Ты веришь мне? Тогда пиши диссертацию! Я буду твоим научным руководителем!» Вот так он умеет вдохновлять – делом, сотрудничеством. 

Работаем над диссертацией. Обдумываем её вместе с детьми, с родителями, с друзьями. Мы увлечены! Счастливое время в моей жизни. Хотя не всё просто. Шалва Александрович ставит жёсткие сроки: через год - защита. Говорю: не успею – Сад, семья и много ещё чего. Но Шалва Александрович отвечает: «Всё успеешь. Ничего не бросай».  Пришлось вырабатывать многие качества: собранность, дисциплинированность,  огненность. Именно напряжение заставляет меня всему научиться и всё успеть. Так Учитель устремляет вверх, к восхождению.

Шалва Александрович прилетает на мою защиту, выступает на ней. Встречается в Саду с детьми и родителями. Встречается со всеми, кто об этом просит. Он щедр во всём – как солнце! И заражает этой солнечностью.

Всегда, когда нам нужна помощь - Шалва Александрович помогает. «Скорый на помощь» - это о Шалве Александровиче. Он пишет предисловия к нашим книжкам, отзывы о работе Сада. Никогда не отказывает во встрече. Когда не позвонишь ему – он всегда рад и отвечает внимательно и подробно. Такое ощущение, будто он сидит у телефона и ждёт – когда же ему Киршин позвонит. Причём, так он обращается со всеми. Я проверял.

Мои дети уже заканчивают школу. Я советуюсь с Шалвой Александровичем – что дальше. Он пишет письмо ребятам:

 

Дорогие ребята – и младшие и старшие!

«Солнечный Сад» цветёт и его благоухание мы обнаруживаем  далеко за пределами Калининграда. Ваш учитель Игорь Киршин рассказал о вашем творчестве участникам Международных педагогических чтений и мы были рады вашим успехам. Теперь вам надо решать – как будете жить дальше? Ясно одно – никто в одиночку не в силах развить в себе свои способности. Каждый человек – путь для другого, и наши пути тоже лежат через сердца других. Как сохранить и преумножить ваше творческое сотрудничество? Полагаю, вы со всей серьёзностью обсудите этот вопрос и найдёте достойную форму будущей жизни. Говорю об этом особенно тем, кто заканчивает первый этап своего образования.

Желаю каждому из вас обрести свой истинный путь, свой смысл жизни.

 

     С любовью к вам –

                                        Шалва Амонашвили.

 

Какая бережность и свобода в обращении с детскими душами! Какое ненавязчивое желание добра и сотворчества.

Мы посоветовались с ребятами – и организовали творческую лабораторию при университете, чтобы продолжать наш Сад уже на студенческом уровне.

Шалва Александрович относится ко всем нам как папа – с огромной любовью, с полной верой и бесконечным терпением. Мы все делаем ошибки, но  никогда не видели его осуждающим. Он видит только свет. И это помогает идти вперёд.

Главное в нём – не то, что он говорит, а то, что он делает. Он показывает пример – как настоящий учитель относится к своим ученикам.

Ещё он поражает своей простотой. С ним можно посмеяться, не согласиться, размышлять вслух. Он никогда не обижается.

Всё чего я достиг – пришло через подражание ему. Конечно, я делаю всё по-своему. Но стараюсь подражать в главном: учитель, будь солнцем для своих учеников!

 

Так от чего же он освобождает меня? От страхов, от непонимания своей миссии, от желания выгод, от серости и связанности духа.

Чем он увлекает меня?  Своим примером! Так увлекает, что хочется жить, творить и радоваться.

Шалва Александрович играет огромную роль в моей судьбе. Такую роль и должен играть в жизни духовный учитель. Но откуда возьмётся  у человека духовный учитель? Лучше всего отвечает сам Шалва Александрович: «Ищите духовного учителя! Цените его. Следуйте за ним – и ваша жизнь расцветёт!» 

И.Киршин.





Шалва Александрович в Солнечном Саду в 1999 году.













 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCozCopyright MyCorp © 2019