Среда, 17.07.2019, 08:29
| RSS
Главная | Встречи в Москве.
Меню сайта
Новости
[19.01.2018]
Актуальная информация про "Сад" здесь.
[19.10.2017]
Книга Жизни
[31.08.2017]
Лето Сада
[03.03.2017]
Сочинения Игоря Киршина – здесь
Архив новостей
Поиск
Друзья сайта
Солнечный Сад

ВСТРЕЧИ В МОСКВЕ

 

В Москве хорошо, если знаешь, чего хочешь. Иначе закрутит, заморочит и станешь как все – суетящимся манекеном. Надо крепко знать, что тебе надо. Я – знал. Во мне пылал таинственный огонь. Он и сложил все узоры.

 

 

Ю.Б. Норштейн


 

В первый же день поехал к Норштейну. Чудом нашёл его мастерскую. Чудом застал на месте. Я рассчитывал отдать ему садовские подарки и сразу удрать, чтобы не мешать гению творить шедевры. Но был усажен за стол. Юрий Борисович налил чаю. И тут позвонил Миша Алдашин. Они стали неспешно обсуждать зубы Юрия Борисовича. Зубы надо было менять. Это – дорого. Пока они это обсуждали, я приходил в себя после бешеной Москвы. В мастерской – тишина. Глубокая, как в лесу. Не то что нет звуков, а умирённость какая-то. Я стал оглядываться. На стене – портрет с крупной надписью:

«Взвесь свою душу как гроздь винограда,

Прежде чем выжать из неё вино».

Фотография маленькой дочки, освещённой дачным солнышком.

Детские смешные рисунки.

На диване подушки с вышитыми Ёжиками и Медвежонками.

Норштейн тем временем говорил телефону: «Текст не хорош. Надо сесть рядом, промыть. Там есть три слова, тавтология…»

Когда они закончили говорить, я уже окончательно пришёл в себя. И услышал свой вопрос: «Ну, и что вы обо всём этом думаете?»

Ю.Б. стал резок: «Главная цель для всех нынче – комфорт. Комфорт съел всё. Хотят оптимальную температуру. А чтобы почувствовать голод - надо проголодаться. Чтобы обрадоваться теплу – надо замёрзнуть. К искусству тоже относятся как к комфорту. Нужна только попса. Развлечься, попрыгать, помотать зажигалками. А искусство трагично. Оно одно готовит человека к встрече с бездной. И помогает ему преодолеть её. Я думаю, должно помогать - встретиться с потерей, со смертью. Со всем, что может человека сломить.

Что делать? Растить чувство и не стремиться к исключительности. Не торопиться, не спешить. Техника давно обогнала душу. Скорости увеличились, чувство отстаёт. Ничто не успевает проживаться. Я жил иначе. В зачуханной Марьиной Роще, среди нищеты и голода, я был счастлив. Потому что нельзя видеть дерево и не быть счастливым, как говорил князь Мышкин».

Из угла жалобно  смотрел тревожными глазами Волчок. За шкафом озабоченно посапывал Ёжик. На стенке сияла любовью фотография обшарпанных сарайчиков Марьиной Рощи.

Юрий Борисович – абсолютно родной человек. Человек, оставшийся в детстве, где он был настоящим поэтом и художником. Были ими многие. Но многие ли сохранили?

 

 

 

 

З.А. Миркина и Г.С. Померанц


 

Невозможное везение – попал на дачу к Зинаиде Александровне Миркиной. Двухэтажный домик среди соснового леса. Тишина. Мы сидим на веранде, смотрим в лес. «Вот эта сосна – моя душа», - показывает Зинаида Александровна. Любовь к соснам у нас с Зинаидой Александровной общая. Не только к соснам. Ещё – к Нарнии. «У нас Нарния дома, это вход на чердак. Там вдруг оказываются письма и подарки Оттуда. Иногда Оттуда включается телефон». Но, конечно, самый главный вход в Нарнию – сама З.А.

Милые наши З.А. и Г.С. чувствуют себя неважно. Но духом бодры. Буквально – передвигаются духом. Физических сил никаких нет. Но и скидок на это – никаких. Когда З.А. говорит – загорается. И говорит вещи поразительные:

 

- Чистота ребёнка и святого – разные. Ребёнок ещё не испытан искушениями. А святой – испытан, и научился побеждать. Если бы на месте Адама и Евы был святой – он никогда бы не взял яблока.

 

- От любования прекрасным до ви´дения Бога во всём – огромный путь.

 

- Самое страшное по разрушительности – самоутверждение.

 

- Волшебство – поражает, чудо – преображает.

 

Из мыслей Г.С. запомнилось:

 

- Основная проблема – культура рассыпается на не связанные части. Культура так разрослась, что никто не может охватить культуру как целое. Нужен «волшебный узел», который свяжет культуру. В основе глобальных культур лежит миф как целостность. Истина – синоним целого. Точность – антоним истины. Факт можно взвесить, отмерить. Целое измерить нельзя. Подход к целому даёт поэзия, искусство. Нужна иерархия ценностей. И первая ценность – ощущение целого. Другими словами – Бог.

Нужно рассматривать историю не с позиции нации только, а с позиции глобальных цивилизаций, внутри которых войны, достижения и всё прочее.

 

Но самое главное впечатление – ощущение бесконечной любви, именно Божьей любви, исходящей от З.А. Любви не рассуждающей, не кончающейся, не заслуженной, щедро изливаемой всем вокруг. Господи, сохрани её прекрасную душу.

Хостинг от uCozCopyright MyCorp © 2019