Учитель, будь солнцем для своих учеников!
Вот с этой фотографии в журнале «Работница» всё и началось. Фотография двадцать лет стояла у меня перед глазами и объясняла – что мне надо делать.
Кем стал для меня Шалва Александрович?
- Солнышком он стал!
Вдохновителем.
Освободителем.
В детстве я мечтал, чтобы у меня
был такой волшебный лев – мудрый и добрый, который всё понимает и может помочь.
Я шёл из школы после уроков, в портфеле у меня были двойки, вдобавок меня
обижали большие мальчишки. Капал мелкий дождь. Мне было очень грустно. Мне
казалось, что меня никто не понимает. Я мечтал, что вдруг встречу такого
огромного, доброго льва, с шелковистой шерстью, в которую можно уткнуться лицом
и погрузить руки. И так стоять. И он всё поймёт. И поможет. И всё будет хорошо. Но волшебного льва нигде не было.
Такого льва я встретил потом. Это
был Шалва Александрович. Он был небольшой ростом. И без гривы. Но от него
исходила та самая спокойная, добрая, мудрая сила. Эта сила обнимала меня. И
утихали мои бури, уходили боли. Становилось ясно – что делать, чтобы всё было
по правде. Когда я в первый раз увидел Шалву
Александровича по телевизору – поразился! Его урок – счастье и песня. И дети
счастливы и он сам. Я ничего подобного никогда не видел. У меня запело сердце. Перестройка. Мы затеваем студию
Солнечный Сад. Думаем – как его делать? И тут появляются статьи Шалвы
Александровича. Как удар грома! Оказывается, есть педагогика живая,
вдохновенная и есть мёртвая, скучная. Мы это всегда чувствовали, но впервые –
осознаём. Мы выбираем свой путь! И начинаем работать с детьми по-новому: свободно, творчески, с радостью. Именно из идей Шалвы Александровича
вырастают формы нашей работы – творческие походы, письменный диалог, Горения и
т.д. Так он освобождал нас от оков
формальной педагогики. Середина девяностых, дети мои
вырастают, становятся строптивыми подростками. И я опять не знаю, что делать.
Ночей не сплю, мучаюсь, молюсь: «Господи, вразуми!» Господь вразумляет: ищи
настоящего Учителя. Я вспоминаю счастливую песню урока Шалвы и его
замечательные идеи. Озаряюсь: надо ехать к нему! Приезжаю в Москву, нахожу Шалву
Александровича. Рассказываю о Саде, о нашей жизни. Шалва Александрович горячо
заинтересован, приглашает выступить с рассказом о нашей работе на собрании
видных учёных. Выступаю с жаром, показываю рисунки ребят, читаю их стихи. Даже
пою! Шалва Александрович реагирует на всё это очень сердечно и с восхищением. После этого мы устраиваем семинар
Шалвы Александровича в Калининграде. Он приходит в Сад, знакомится с ребятами,
вникает глубже в нашу жизнь. И снова яро поддерживает нас. Мне он настойчиво
советует писать диссертацию о жизни Солнечного Сада. Я отнекиваюсь – дескать,
не люблю бумажки, люблю живую работу с ребятами. На что слышу: «Ты веришь мне?
Тогда пиши диссертацию! Я буду твоим научным руководителем!» Вот так он умеет
вдохновлять – делом, сотрудничеством. Работаем над диссертацией. Обдумываем
её вместе с детьми, с родителями, с друзьями. Мы увлечены! Счастливое время в
моей жизни. Хотя не всё просто. Шалва Александрович ставит жёсткие сроки: через
год - защита. Говорю: не успею – Сад, семья и много ещё чего. Но Шалва
Александрович отвечает: «Всё успеешь. Ничего не бросай». Пришлось вырабатывать многие качества:
собранность, дисциплинированность,
огненность. Именно напряжение заставляет меня всему научиться и всё
успеть. Так Учитель устремляет вверх, к восхождению. Шалва Александрович прилетает на
мою защиту, выступает на ней. Встречается в Саду с детьми и родителями.
Встречается со всеми, кто об этом просит. Он щедр во всём – как солнце! И
заражает этой солнечностью. Всегда, когда нам нужна помощь -
Шалва Александрович помогает. «Скорый на помощь» - это о Шалве Александровиче.
Он пишет предисловия к нашим книжкам, отзывы о работе Сада. Никогда не
отказывает во встрече. Когда не позвонишь ему – он всегда рад и отвечает
внимательно и подробно. Такое ощущение, будто он сидит у телефона и ждёт –
когда же ему Киршин позвонит. Причём, так он обращается со всеми. Я проверял. Мои дети уже заканчивают школу. Я
советуюсь с Шалвой Александровичем – что дальше. Он пишет письмо ребятам: Дорогие
ребята – и младшие и старшие! «Солнечный
Сад» цветёт и его благоухание мы обнаруживаем
далеко за пределами Калининграда. Ваш учитель Игорь Киршин рассказал о
вашем творчестве участникам Международных педагогических чтений и мы были рады
вашим успехам. Теперь вам надо решать – как будете жить дальше? Ясно одно –
никто в одиночку не в силах развить в себе свои способности. Каждый человек –
путь для другого, и наши пути тоже лежат через сердца других. Как сохранить и
преумножить ваше творческое сотрудничество? Полагаю, вы со всей серьёзностью
обсудите этот вопрос и найдёте достойную форму будущей жизни. Говорю об этом
особенно тем, кто заканчивает первый этап своего образования. Желаю
каждому из вас обрести свой истинный путь, свой смысл жизни. С любовью к вам – Шалва Амонашвили. Какая бережность и свобода в
обращении с детскими душами! Какое ненавязчивое желание добра и сотворчества. Мы посоветовались с ребятами – и
организовали творческую лабораторию при университете, чтобы продолжать наш Сад
уже на студенческом уровне. Шалва Александрович относится ко
всем нам как папа – с огромной любовью, с полной верой и бесконечным терпением.
Мы все делаем ошибки, но никогда не
видели его осуждающим. Он видит только свет. И это помогает идти вперёд. Главное в нём – не то, что он
говорит, а то, что он делает. Он показывает пример – как настоящий учитель
относится к своим ученикам. Ещё он поражает своей простотой.
С ним можно посмеяться, не согласиться, размышлять вслух. Он никогда не
обижается. Всё чего я достиг – пришло через
подражание ему. Конечно, я делаю всё по-своему. Но стараюсь подражать в
главном: учитель, будь солнцем для своих учеников! Так от чего же он освобождает
меня? От страхов, от непонимания своей миссии, от желания выгод, от серости и связанности
духа. Чем он увлекает меня? Своим примером! Так увлекает, что хочется
жить, творить и радоваться. Шалва Александрович играет
огромную роль в моей судьбе. Такую роль и должен играть в жизни духовный
учитель. Но откуда возьмётся у человека
духовный учитель? Лучше всего отвечает сам Шалва Александрович: «Ищите
духовного учителя! Цените его. Следуйте за ним – и ваша жизнь расцветёт!» И.Киршин.
Шалва Александрович в Солнечном Саду в 1999 году.