А.С.Мезина
«УЧИТЕЛЬ,
ВДОХНОВИ МЕНЯ НА ТВОРЧЕСТВО!»
(под творческим крылом 6-х Педчтений в
Калининграде)
О ПЕРВОИСТОЧНИКЕ
Возвращаясь с
Чтений, я невольно подслушала один диалог, суть которого с трудом могла бы
сейчас передать. В общих чертах – это был тактичный спор, один из вопросов
которого оглушил меня и заставил задуматься.
Говорящий с
воодушевлением пересказывал «Космические легенды»… Не помню, как давно
произошло это со мной, но я лично в эти легенды верю больше, чем в нынешнюю
«объективную реальность». Поэтому всё услышанное воспринимала с радостным
спокойствием. Но второй собеседник неожиданно соппонировал: «Всё, что Вы
говорите, Вы получили не из Первоисточника. Вы говорите о том, что прочитали в
книгах, поэтому у меня нет оснований доверять Вашим словам».
Больше я уже ничего
не слушала. И ещё несколько дней не слышала. Я думала о Первоисточнике. С точки
зрения науки: что или кто это? Кому и когда
проливает свою благословенную влагу? Вопросы нарастали, а с ними вместе
приходила всё большая уверенность в том, что никаких словесных ответов я
сформулировать не могу, но точно знаю, что на переходе из апреля в май в
нынешнем году я была где-то очень близко к Первоисточнику.
Я больше не
стремилась осознать, кто это или что.
Мне явился
очевидный ответ на вопрос когда?
Когда солнечные
лучи оплетают кроны сосен и миллионами тонких ниточек-паутинок
проливаются сквозь хвою, чтобы, как картину, выхватить проём открытой двери в
домике, где читают лекцию о творчестве; или стать зримыми, окутавшись шалью
дыма костра во время вечернего мастер-класса.
Когда сама собой
достаётся из сумки акварель, и, ничего не зная о законах живописи, ты начинаешь
рисовать сосну на берегу залива на фоне тонкой полоски далёкой сияющей
косы и едва видимых труб электростанции
родного города, который, если по прямой, оказывается так близко.
Когда в руках у тебя фотоаппарат
и ты ловишь в объектив именно то, что передаёт твоё настроение: по-весеннему
усыпанный нежными белыми цветами куст.
Когда маленькая лодочка
в прибрежных камышах и довольные пассажиры готовы довериться нежным объятиям
ветра, а на память вдруг приходят переведённые тобою стихи Томаса Мура из
далёкой университетской жизни:
I saw from the beach, when the morning was shining,
A bark o'er the waters move gloriously on;
I came when the sun o'er that beach was declining –
The bark was still there, but the waters were gone!..
(Я видел однажды
сияющим утром,
Как волны у берега
лодку качали.
Когда ж я под вечер
пришёл, почему-то
Та лодка стояла, а
волны умчались…)
Когда, стоя на веранде
летнего домика, ты подслушиваешь, о чём шепчет соснам дождь (он-то, наверное,
только что из Первоисточника!).
Когда с блаженной улыбкой
малыш раздаёт незнакомым людям плюшевые цветы.
Когда в совместном
творческом порыве являются 15 символических рисунков, которые, предстанут как единая
картина чудесной страны, где всё подчиняется законам Красоты.
Думаю, все эти
моменты настоящего живого творчества и есть прикосновение к Первоисточнику,
после которого можно писать книги. Или творить жизнь, вдохновляя на творчество
тех, кто рядом.
РЕБЁНОК С ЦВЕТКОМ
Я не знаю, чей это
был ребёнок в голубой кофточке. Наверное – «всейный».
Он подходил к
каждому взрослому в зале, смотрел ему в глаза, прижимался к коленке и что-то тихонько
говорил.
Наверное, он
никогда не повторялся, потому что это мы, взрослые, можем придумать себе один
умный вопрос или выучить парочку анекдотов и пускать пыль в глаза незнакомым
людям, демонстрируя свою «глубину». Ребёнок ещё не умеет пускать пыль в глаза
(он не видит в этом средства достижения какой бы то ни было цели, потому что по
природе своей – бескорыстен), именно поэтому у него должны быть разные
вопросы.
– Сними меня, –
предложил он мне и стал позировать.
Я щёлкнула
фотоаппаратом.
– Покажи! – он
долго смотрел на свою фотографию и смеялся. Что он там видел?..
Сегодня на уроке в
учебнике литературы детям встретились два слова: бездельничать и созерцать.
Употреблены они были практически как синонимы. Я спросила: одно ли это и то же?
Очевидно, нет – так решили семиклассники.
– А в чём разница?
– спросила я.
– Бездельничать
– не делать ничего вообще. А созерцать…
Кто-то предложил
разобрать слово на морфемы (антинаучная, утопическая этимология, но сколько в
ней смысла!):
– Приставка со-
имеет значение совместности. Корень где? – Наверное, -зерц-! И тогда в основе
созерцания – зерцало (зеркало).
– А, может,
проследить связь со словом зреть – смотреть? – предложила я.
Подумали. Пришли к
синтезу: созерцать – это смотреть в зеркало совместно с тем, как отражение
смотрит в наш мир…
Маленький ребёнок с
плюшевым цветком… Теперь я понимаю, почему он так долго и внимательно
всматривался в меня. Он созерцал: искал во мне своё
отражение. А потом он так же долго рассматривал снимок – сравнивал увиденное во
мне и то, что есть в нём. Сравнил – улыбнулся – боднул меня в руку и ушёл со
своим цветком на новые поиски к другим взрослым…
«БУДЬ РАМКОЙ!»
Передо мной чистый
лист бумаги, карандаши, фломастеры… Впрочем, не только передо мной. Нас человек
пятнадцать, наверное.
Я старательно рисую
дерево в центре листа… Каждый что-то рисует.
«Красота!» – произносит
Татьяна, и все рисунки отправляются к соседу по столу, а передо мной… Я не
знаю, что это: Земля, а на ней дверь? Куда ведёт эта дверь? Пусть всё это
станет радугой! – «Каждый охотник желает знать…» – «Красота!..»
После радуги – замок, лицо, цветы и звёзды… К некоторым
картинам боязнь прикасаться – там всё так гармонично – только бы не навредить!
Щёки горят! Постепенно
затихают разговоры, и уже трудно различить, откуда льётся музыка: из ноутбука
или… Ноутбук, оказывается, давно выключили! Это картины поют. С каждым новым
вдохом «красоты» они преображаются…
Вот он – момент
истины: ко мне возвращается моё дерево! На нём – зверушки и плоды, а под ним –
настоящий Маленький Принц с лейкой. Рядом – фантастических размеров цветок,
сразу понятно, кто и как за ним ухаживает! На переднем плане не то батут, не то
бассейн, не то ковёр-самолёт, а может – поле для игры в тарелку или космический
аэродром, куда эта самая тарелка как раз сейчас и приземлится. А из неё выйдет
настоящий живой Капитан Птиц. Или не выйдет… Но тогда из фиолетового дома
выбежит ватага ребятишек (может, «садовцев»), поможет Принцу в его важнейших
делах и увлечёт его в самую весёлую мальчишечью игру…
А.В. говорит:
– Когда ко мне
приходила очередная картина, я думал только об одном: как бы не навредить… Так
и в педагогике: приходит к нам в школу ребёнок – уже порой готовая «картина».
Если можешь что-то добавить в неё – добавь. Не можешь – не испорть то, что
есть!
– Не можешь
рисовать – будь рамкой! – вторит ему Е.И.
И я понимаю: «быть
рамкой» – великое искусство!
ПТИЦА
Мы с сыном сидим в
центре огромной поляны на фундаменте дома, который, может быть, будет
когда-нибудь построен.
Я смотрю на залив,
над которым возвышается сосна, и представляю, как хорошо там, на другой
стороне, где солнце заливает деревья и светотени сплетаются в ажурную тесьму
косы… Наверное, оттуда таким же замысловатым и таинственным кажется наш берег…
Кто-то «чивикнул»
над нашими головами. Смотрим в небо – птица сидит на проводах. Где фотоаппарат?
Птица «чивикает» тревожно и расправляет крылья.
– Ты только не
улетай. Ну, пожалуйста, – просит её сын.
Она снова
«чивикает» и… усаживается поудобнее – позировать. Красивая, понимающая птица!
ПРИКОСНОВЕНИЕ
Мы разговариваем с
Господом по-разному. Случается, что, когда молимся, больше молчим (не в самом лучшем значении этого слова), потому
что не всякая молитва доходит.
А Господь говорит с
нами ВСЕГДА. Правда, не все его слышат. Ведь, чтобы услышать, нужна особая
чуткость, которая живёт вовсе не в слуховом аппарате…
Мы встретились
глазами. Всего несколько мгновений, во время которых не сказано ни слова, а
диалог состоялся:
– Это ты мне
звонила в прошлом году: искала помощи?
– Я.
– У тебя, я знаю,
всё хорошо.
– Да… как ваша
семья?
– Ты же видела нас
всех: ЖИ-И-И-ИЗНЬ!..
И вдруг в сознании:
«Господи, так ведь это я с Тобою говорю! Спасибо Тебе!» А в ответ – улыбка и
увеличившаяся мощь сияния во взгляде…
Собирательный образ
всех моих земных возлюбленных, с профилем отца моего сына. Большой, мягкий,
тёплый – это не физически, а где-то в другом измерении… Я не могу глаз от него
отвести – так иногда в фантастических фильмах люди смотрят на открывшийся
временной портал, куда их вот-вот затянет, чтобы перебросить в другую точку
ощущения мира.
Я не знаю,
встретимся ли мы через год. Встретимся ли вообще когда-нибудь…
Прощаемся, не
выходя из машины. Обняться нет места… Как будто Господь коснулся моей щеки: «Ты
всё правильно делаешь. Не сомневайся. Я – с тобой. Потому что я – со всеми
ВСЕГДА!..»
Сегодня постоянное
ощущение дежа-вю. Я даже знаю, откуда оно: так бывает в первой любви. Именно
так: когда не нужны человеческие слова и когда Господь прикасается к нам Своим
Теплом…
|