Суббота, 20.04.2024, 11:40
| RSS
Главная | Манифест продолжение1
Меню сайта
Новости
[19.01.2018]
Актуальная информация про "Сад" здесь.
[19.10.2017]
Книга Жизни
[31.08.2017]
Лето Сада
[03.03.2017]
Сочинения Игоря Киршина – здесь
Архив новостей
Поиск
Друзья сайта
Солнечный Сад

Ребёнок есть союз Неба и Земли,

Духа и Материи

 

«Манифест» не может вместить всю гамму гуманной педагогики. Потому мы коснёмся только её основных аспектов, в первую очередь, духовно-философских, а также того, как нам воспринимать Ребёнка.

Материалистическая философия в качестве основы мышления приемлет три измерения – время, материю, пространство. Но расширенное сознание во главу этих измерений ставит ещё одно измерение – духовность, ядром которой является вера в Божественное начало. Совокупность этих измерений предопределяет системность классического педагогического наследия; измерение духовности наполняет его мудростью и направляет в будущее.

Смыслом духовного измерения для классической педагогики является основы религиозных учений, культура и нравственность. Однако это не делает классические педагогические учения религиозными, они сохраняют ярко выраженную светскую направленность.

Гуманная педагогика в том виде, как мы её предлагаем, есть детище классической педагогики. Она приемлет классическую основу с той оговоркой, что оставляет возможность, чтобы в понятие духовности, кроме других составляющих, можно было закладывать суть того или иного классического мирового религиозного учения. Потому в качестве смысла духовности мы принимаем допущения в трех аксиоматических постулатах:

* Реальность Высшего Мира, Высшего Сознания, Бога.

* Реальность бессмертия человеческого духа

и его устремлённость к вечному совершенствованию.

* Понимание земной жизни как отрезка пути

духовного совершенствования и восхождения.

Из этих допущений делаем выводы о философском восприятии Ребёнка:

– он есть явление (веление духа) в нашей земной жизни,

 он есть носитель своего предназначения, своей миссии,

 в нем заключена величайшая энергия духа,

возможность неограниченного духовного совершенствования.

 Духовная суть Ребёнка дополняется ведущими качествами его земной психологической природы:

 – страсть к развитию,

  страсть к взрослению,

  страсть к познанию,

  страсть к свободе.

 Так мы получаем понимание целостной сущности Ребёнка: он есть полнота двух природ – духовной и материальной, в которых ведущей является Природа Духовная.

Исходя из этого:

рождается новый фундаментальный принцип, гласящий о том, что весь педагогический процесс должен строиться сообразно целостной сущности Ребёнка, а не только его материальной природе.

Авторитарная педагогика не может принять и реализовать этот принцип, так как ей чуждо измерение духовности.

Для гуманной педагогики принцип сущностносообразности является близким; она располагает условиями, необходимыми для полного его осуществления в образовательном процессе: вера, любовь, радость, доверие, терпение, доброта, сострадание, преданность, благородство, великодушие, духовная жизнь.

 

Педагогическое созвездие слов

 

У нас, – у учителей и воспитателей, – есть священные слова, они – как Педагогическое Созвездие, по которому можно сверять полноту и направление мысли и утверждать творческую практику. Они расширяют и возвышают наше сознание и призывают к подвижнической деятельности. В это Созвездие входят слова-понятия:Учитель, Ученик, Школа, Воспитание, Образование, Урок, Ребёнок, Дети, Забота, Духовность, Гуманность. В них хранятся истины для нашего гуманного педагогического мышления.

Но произошла беда: поспешило невежество, оно вытеснило из святых слов духовную суть и заполнило их своим скудным опытом. Так мы получили бездушный и бездуховный скелет педагогического сознания:

Учитель – лицо, которое учит; преподаватель, предметник.

Школа – учебно-воспитательное заведение.

Воспитание – вырастить, дать образование, обучить правилам поведения.

Образование – обучение, просвещение.

Урок – основная форма обучения.

Гуманность – человечность в общественной деятельности; гуманный – человечный, отзывчивый, культурный и т.п.

Такие смыслы могут обслуживать только авторитарное педагогическое мышление.

Измерение духовности помогает нам постичь и вернуть этим и другим понятиям их сокровенный смысл, вследствие чего перед нами открываются прекрасные горизонты гуманного педагогического сознания.

Учитель – душа, носитель и даритель Света.

Ученик – душа, ищущая (жаждущая) Свет.

Их встреча рождает Урок (педагогический процесс) – особую полосу совместной возвышенной жизни, при которой растущий человек-ученик наполняется Светом от Учителя, воодушевляется и дальше направляется для распространения по миру своих даров духа.

Воспитание, как сообщает само слово, есть питание духовной оси растущего человека, а питается она духовной пищей – образами.

Образование есть таинство раскрытия Божьего Образа в человеке. Образ Бога проявляется в человеке через потоки возвышенных образов красоты, любви, доброты, знаний. Источником потоков этих образов является Учитель, Воспитатель.

Школа (лат. scalae) означает лестницу для восхождения души и духовности человека. Лестница эта находится в Учителе, Воспитателе, он и есть Школа.

Ребёнок – возрождённое новое бытие.

Дети – народ, действующий в истине.

Забота мыслится как следование за божественной тайной.

Гуманная педагогика рассматривает в качестве своих категорий понятия: Любовь, Вера, Надежда, Радость Успех, Сотрудничество, Одухотворение, Вдохновение и др.

 

Духовность, гуманность и гуманная педагогика

 

 Духовность и Гуманность есть фундаментальные понятия, и они способны, если станут качеством образовательного мира, содействовать непрерывному эволюционному процессу улучшения природы человека. Они – опора личности на её трудном пути совершенствования и восхождения, направляющая сила её жизни и деятельности на общее благо.

Духовность есть сугубо личностное состояние внутреннего мира каждого человека. На основе духа и духовности совершенствуется в нем духовная жизнь, вовлекая в себя мысли, чувства, переживания, впечатления, увлечения, вкусы, отношения, устремления, мечты, фантазии, мировоззрение, нравственность, оценки… Духовность объединяет всё, что происходит в сознательном и подсознательном мирах человека. В своём внутреннем мире человек может прожить прошлое, настоящее и будущее как единое целое, жить без пространства и времени, свершать деяния, поступки.

Часть всего того, что созревает и рождается во внутреннем мире, в зависимости от условий, целесообразности и действия свободной воли, человек будет проявлять и утверждать во внешнем мире, в жизни среди людей.

Смысл духовности станет более полным через понятие Гуманности. Гуманность мыслится как процесс поиска человеком своей бессмертной основы – духа, своей связи с Творцом, поддержание этой связи. Это есть процесс обретения веры и жизнь в вере. Гуманность вносит в духовную жизнь особый порядок: в этом процессе внутреннего поиска и обретения веры упорядочивается и гармонизируется духовная жизнь, она становится целенаправленным потоком творчества и созидания.

Вера наделяет человека свободной волей и делает его духовно сильным, способствует наиболее полному проявлению и утверждению внутреннего мира во внешнем. Человек становится преобразователем внешнего, материального мира, творцом жизни. Таким образом, гуманность задаёт направление поискам и движению духовной жизни и способствует проявлению этой жизни во внешнем мире в соответствии с законами любви, красоты, нравственности, в целом же – культуры духа.

Понятия Духовность и Гуманность переплетаются друг с другом как смысл и путь, как содержание и форма. Вместе они образуют смысл гуманной педагогики:гуманная педагогика есть теория и творческая практика становления личности растущего человека через систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма.

Мы не утверждаем, что полностью и с абсолютной точностью раскрыли смыслы Духовности и Гуманности, а также всех остальных слов-понятий, составляющих Педагогическое Созвездие. Углублённый поиск возможных отклонений откроет нам не менее важные грани их содержаний. Но суммарность уже постигнутых смыслов позволяет определить социальную и личностную направленность Человека: творить вокруг себя красоту и гармонию жизни через творение красоты и гармонии жизни внутри себя. Это должно стать естественным состоянием человека.

 

Между гуманной и авторитарной педагогиками

нет золотой середины

 

Гуманная педагогика не есть наше изобретение, её источником является классическое педагогическое наследие. Понятия «классическое» и «традиционное» порой осмысливаются как идентичные или близкородственные: традиционная педагогика якобы есть жизненное преломление классической педагогики. К сожалению, это вовсе не так. Понятие «традиционная педагогика» («традиционная методика», «традиционная практика») могло бы нести в себе достойное содержание, если бы оно отражало уровень претворения классических идей в исторически сложившихся жизненных условиях. В действительности же мы имеем дело с двумя разными направлениями педагогического мышления и педагогической практики: для традиционной теории и практики определяющей чертой является авторитаризм, для классической же – гуманизм. Это есть диаметрально противоположные подходы к образовательной практике. Хотя следует отметить, что в разных вариациях традиционной педагогики содержится немало ценных обобщений, которые составляют достижение педагогической мысли. Однако различия так глубоки, что поиск золотой середины между традиционной и классической педагогиками не может увенчаться успехом. Приходится только выбирать или ту, или другую форму мышления и образовательной практики.

Самая главная особенность классического педагогического мышления, в отличие от традиционного, в том, что оно многомерно. Его основу составляет синтетическое целое духовного и материального, иррационального и рационального, религиозного и научного, космического и земного. Оно принимает постулат вечности духа и устремляет человека к такой земной жизни, которая есть путь развития и совершенствования духа. Классическая педагогика не объявляет себя наукой, а скорее считает себя мерой всех наук, мерой самой жизни, общечеловеческой культурой мышления.

Мэтрами гуманной педагогики являются такие классики, как:

Марк Фабий Квинтилиан,

Ян Амос Коменский,

Жан-Жак Руссо,

Иоганн Генрих Песталоцци,

Константин Дмитриевич Ушинский,

Адольф Дистервег,

Мария Монтессори,

Антон Семёнович Макаренко,

Януш Корчак,

Василий Александрович Сухомлинский…

Вокруг них образуются прекрасные созвездия выдающихся педагогов-мыслителей, которые дальше несут факелы идей гуманизма в образовании.

Духовно-философские основания гуманной педагогики мы черпаем в трудах Конфуция, Лао-Цзы, Сократа, Платона, Аристотеля, Г.Сковороды, Н.Бердяева, И.Ильина, П.Флоренского, семьи Рерихов… Опору и вдохновение находим в Святых Писаниях Мировых Религий – Буддизма, Иудаизма, Христианства, Ислама.

 

Авторитарная педагогика и гуманная педагогика:

черты различий

 

Чтобы облегчить выбор, назовём ещё ряд других различий между авторитарным и гуманным педагогическими подходами.

Авторитарная педагогика строит свои отношения с детьми – воспитанниками и учениками – на основе системы поощрений и наказаний, то есть, принуждений.

Гуманная педагогика исходит из идей духовной общности, сотрудничества и сотворчества, устремлённых от сердца к сердцу.

Авторитарная педагогика ориентирована на формирование знаний, умений и навыков и возносит процесс обучения.

Гуманная педагогика направлена на облагораживание души, сердца и разума Ребёнка, а знания мыслятся как путь восхождения к цели.

Авторитарная педагогика довольствуется учётом психологических особенностей детей.

Гуманная педагогика вбирает Ребёнка полностью и таким, какой он есть.

Авторитарная педагогика провозглашает постулат о подготовке подрастающего поколения к жизни.

Гуманная педагогика воспитывает детей для жизни и с помощью самой жизни.

Авторитарная педагогика приспосабливает Ребёнка к жизни.

Гуманная педагогика воспитывает преобразователя жизни.

Авторитарная педагогика монологична в своём общении с детьми.

Гуманная педагогика ведет постоянный диалог с ними.

Образовательные процессы авторитарной педагогики заформализованы и официальны, строго регламентированы, наполнены менторским тоном, призывающим воспитанников и учеников к долгу, обязанностям, внимательности, послушанию, ответственности, непререканию…

Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви.

Авторитарная педагогика приемлет в качестве аксиом: зло наказывается, добро поощряется; лень порицается, усердие приветствуется…

Гуманная педагогика строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством…

Авторитарная педагогика консервативна.

Гуманная педагогика инновационна.

Авторитарная педагогика вредит здоровью детей, провоцируя учителей, воспитателей, родителей на раздражение, грубость, угрозы, крики, ущемление достоинства, наказания…

Гуманная педагогика профилактична и лечебна, ибо каждый Ребёнок находится в состоянии согласия, радости, духовной общности, любви, уважения.

 

Чаша Педагогической Мудрости

 

Классическое педагогическое наследие несёт в себе Чашу Педагогической Мудрости, все содержание которой есть достояние не истории, а настоящего и будущего. В нашей современной действительности Чаша Педагогической Мудрости достаётся нам – нынешнему поколению учителей и воспитателей. Мы можем взять из неё столько, сколько в состоянии взять, и можем обогатить её настолько, насколько наше творчество в состоянии открывать новые врата в мире образования.

Мудрости из этой Чаши вдохновляют нас – приверженцев гуманной педагогики – на творчество и поиск нового, дают направление нашему педагогическому мышлению и практике, помогают ощущать величие Педагогической Истины. Вот часть путеводных мудростей из этой прекрасной Чаши классиков педагогики:

* Наша душа небесного происхождения.

* Последняя цель человека находится за пределами этой жизни.

* Духовность есть основа всякого бытия, вечного и бессмертного.

* Ребёнок есть микрокосмос, способный объять макрокосмос.

* Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы.

* В Ребёнке изначально посеяны семена его будущей личности.

* Дети не готовятся к жизни, они уже живут.

* В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры.

* Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя.

* В школе должна присутствовать разумная религиозность.

* В любви Ребёнок находит вдвое больше источник роста.

* Без духовной общности воспитание не состоится.

* Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море Света.

* Под именем гуманного образования надо разуметь развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие.

* Истинно гуманный дух наших сил заключен в вере и любви.

* Обучение должно опережать развитие и вести его за собой.

* Воспитание духа и нравственности есть основание всего образования.

* Сотрудничество есть венец человечества.

* В сотрудничестве с взрослым Ребёнок становится более сильным в своей интеллектуальной деятельности, чем при самостоятельной работе.

Продолжение.

Хостинг от uCozCopyright MyCorp © 2024