МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР
ГУМАННОЙ
ПЕДАГОГИКИ
|
|
The INTERNATIONAL
CENTRE
of HUMANE
PEDAGOGICS
|
Российская Федерация
119019, Москва, Малый Знаменский пер., 3/5
тел./факс (495) 697 1446,
факс (495) 697 7184
E-mail: ichp@icr.su
|
|
3/5 Maly Znamensky, Moscow, 119019
Russian Federation
Tel/fax (495) 697 1446, fax (495) 697
7184
E-mail: ichp@icr.su
|
|
|
|
|
|
15.04.2011 г.
Информационное
письмо
Одиннадцатые
Международные Педагогические Чтения
«Учитель,
вдохнови меня на творчество»
Москва,
9-11 января, 2012 года
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Начинается
подготовка к Одиннадцатым Международным Педагогическим Чтениям «Учитель,
вдохнови меня на творчество». Эти Чтения этапные. Они открывают новое десятилетие
наших совместных поисков. Результатом первого десятилетия стало создание и
успешная работа многих центров гуманной педагогики, получившая признание на
территории ряда стран, а также регистрация национальных центров гуманной
педагогики, их объединение в Международный центр и начало работы Президиума
Международного педагогического объединения. Актив Международного Центра приступил
к разработке Манифеста, адресованного к педагогической общественности, в
котором формулируются ясные цели и задачи движения гуманной педагогики,
намечаются перспективы его развития.
С нашими
целями – воспитания благородного человека на основе уважения, творчества, любви
– соглашаются и активно действуют тысячи учителей, воспитателей, работников
образования, родителей, врачей.
В
сотрудничестве с Международным Центром гуманной педагогики развивает
деятельность общественное движение «Родительская забота», создаются новые
родительские университеты. Выходит научно-методическая литература, защищаются
диссертации, издаются журнал «Три ключа», газета «Гуманная педагогика»,
проводятся региональные и республиканские чтения. Международным жюри присвоено
звание Рыцаря Гуманной Педагогики и вручен золотой значок «Сердце и лебедь» 125-ти
самым активным и деятельным участникам движения.
Международные Педагогические
Чтения стали местом встречи единомышленников, готовых прийти на помощь друг
другу, помочь делом и советом на пути духовно-нравственного и профессионального
совершенствования. Через каждого из нас образовательный мир получает импульс к
одухотворению и обновлению.
Приступая к
подготовке Одиннадцатых Международных Педагогических Чтений, посвященных
одухотворяющей и возвышенной теме «Учитель, вдохнови меня на творчество»,
мы вновь и вновь обращаемся к идеям классиков гуманной педагогики, философов,
мудрецов, мечтателей и поэтов, художников жизни, сочетая их размышления и опыт с
собственными действиями, находясь в непрерывном поиске путей преображения мира
и человека.
Творцы
прокладывают пути в новый мир Любви и Света, на родной Земле находят новые
измерения, идут по ним сами и увлекают
на этот непростой, но замечательный путь
других. Творцам необходим новый масштаб творчества и овладение новыми
энергиями. Творцы узнают друг друга по внутреннему свету, по колоссальной
энергии, направленной на совершенствование себя и мира. Они говорят на одном
языке – языке Света, гармонии, свободы, любви. Тайна творчества и сложна, и
проста: творческие энергии открываются светлым душой, сильным духом, чистым
сердцем. Как воспитать творцов, способных к преображению себя и мира? Как
породить вдохновляющие энергии?
Нам предстоит
всмотреться в себя и постараться найти слова и формы для того, чтобы рассказать
и продемонстрировать, как дух творчества зарождается и совершенствует нас самих,
как он облагораживает нас, наше окружение, учеников и мир образования. Нам предстоит
подумать, как сделать вдохновляющими и открывающими пути к творчеству три дня,
которые мы проведем вместе. Есть центры, где стало доброй традицией предварять
Международные Чтения своими встречами, досконально обсуждать поставленную
проблему детализируя и конкретизируя проблему, и приезжать на встречу
подготовленными, предлагая выработанные пути решения поставленной проблемы,
развивая их в соразмышлениях с коллегами.
Три дня Одиннадцатых
Педагогических Чтений должны дать импульс к педагогическому творчеству, вдохновляющему
и озаряющему учеников и коллег, зарядить каждого участника энергией для новых
свершений, поэтому эти дни мы должны сделать яркими, содержательными, одухотворяющими.
Стало традицией собираться на Международные
Педагогические Чтения в завершение зимних каникул 9-11 января. В 2012 году эти дни могут
оказаться рабочими. Просим вас заранее постараться освободить их и найти
возможность принять участие в Одиннадцатых
Чтениях, которые пройдут по важной теме, неоднократно обсуждавшейся в
классической педагогике.
Находясь в
переписке с представителями многих центров, мы получили ценные советы по организации чтений. Вновь и
вновь звучат призывы:
- Беречь время, строго соблюдать регламент.
- Выступать только по теме Чтений.
- Стремиться к свободным высказываниям (не по заготовленным
бумагам) и обсуждениям поставленных проблем.
- Проводить мастер-классы ярко, живо, демонстрировать
на них новый опыт, предоставляя возможность обсудить увиденное.
- Заранее подготовить буклет, отражающий содержание
мастер-классов, с тем, чтобы можно было сделать осознанный выбор по
посещению.
- Отбор мастер-классов проводить в региональных
отделениях, учитывая их рекомендации. С целью качественного отбора
предложить претендентам на проведение мастер-классов представить видеоматериал
или полный текст разработки.
- Руководителям и участникам лабораторий строго
придерживаться предложенной темы, правил и принципов работы, в ходе
которых ведется живое обсуждение проблемы, а не читаются доклады.
- Тематику лабораторий выстроить с учетом учительских
специализаций по возрастным группам учащихся и преподаваемым предметам.
- Продолжить практику встреч с лидерами гуманной
педагогики.
- Приглашать видных ученых для сообщений о новейших
научных открытиях.
- Упорядочить и централизовать продажу педагогической
литературы.
- Вовлекать в организационную работу иногородних
участников Чтений.
- В рамках Чтений запланировать встречи руководителей
региональных отделений и республиканских делегаций с руководителем
Международного Центра Гуманной Педагогики.
Ряд поступивших предложений был
реализован в ходе Десятых Юбилейных чтений. Была апробирована новая форма работы – лаборатории,
объединившие учителей по профилям деятельности – учителей начальной школы,
гуманитариев, учителей естественных наук, преподавателей искусства и педагогов дополнительного
образования, руководителей образования, специалистов по работе с родителями.
Руководителям лабораторий удалось предложить для совместного поиска проблемы,
важные для образовательной практики, вызвавшие интерес участников и породившие
живой разговор, дискуссии, результаты которых были предъявлены в конце трехчасовой
работы.
Мы посчитали такую форму работы
успешной и предлагаем на Одиннадцатых Чтениях продолжить работу в лабораториях.
Ознакомить с работой своих лабораторий
и пригласить к сотрудничеству участников Чтений в начале 2012 года предложено следующим
лицам:
Лаборатория
гуманитарного знания
Руководители: В.Г.Александрова, И.А. Киршин,
С.А.Сироижко
«Способность
творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть
великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия».
Виссарион
Белинский
Лаборатория
учителей начальной школы
Руководители: Г.Вдовина, А.В.Маркова, Е.В.Мичурина
«Начальная школа – это прежде всего
творческий труд одного учителя».
В.А.
Сухомлинский
Лаборатория учителей естественных
наук
Руководители: И.Стулпинене, Л.В. Селезнева
«В истории развития человечества значение
мистического настроения — вдохновения — никогда не может быть оценено слишком
высоко. В той или иной форме оно проникает всю душевную жизнь человека,
является основным элементом жизни».
В.И.Вернадский
Лаборатория художественного развития
Руководители: В.А.Кучеровский,
Г.В.Паршикова, С.В.Левин
«Кто испытал наслаждение творчества
– для того всех других наслаждений не существует!»
А.П.
Чехов
Лаборатория руководства
образованием
Руководители: Талис Яунземис, И.Е.Ауль, К.Т.Султанов
«У вдохновения нет расписания».
Альберт Эйнштейн.
Лаборатория
работы с родителями
Руководители: К.Ш.Мансурова, А.Н.Алексеенко,
Е.С.Евдокимова
«… надо ускорить
время и подтянуть настоящее до будущего; надо жить сегодня так, как
хотели бы мы жить в будущем».
Ш. Амонашвили
Лаборатория дошкольного
воспитания
Руководители:Т.В.Шуртина, М.А.Кориневская, Н.Н.Пядушкина
Задача лабораторий – помочь участникам найти
место для совместного с учениками творчества в рамках повседневной школьной
жизни, увидеть возможности, заложенные в учебном материале, ведущие к
вдохновенному восприятию действительности и зовущие к ее преображению. Большие
возможности для творчества открывает игра, как форма общения с детьми и
взрослыми. Педагоги-мастера умеют сделать игру этапом на пути к серьезной
преобразующей творческой деятельности. Воспитание благородного человека
предполагает взращивание в том числе и в игре светлых качеств, необходимых для
созидательного творчества.
Участники
работы лабораторий призваны деятельно обсудить предложенные проблемы,
поделиться своим опытом. Напоминаем, что мы отказались от формы круглых столов
и заменили их работой лабораторий, именно потому, что совместного обсуждения
предложенной темы не получалось. Мы просим участников привнести в работу
лабораторий свое педагогическое чутье, мудрость, сердечность, задумки и
вопросы, все лучшее, что удалось выработать в себе, но не отчеты о проведенных
мероприятиях.
В ходе Чтений
состоится работа 14 мастер-классов. На
проведение мастер-класса отводится –
1,5 часа. Заявки на проведение мастер-классов продолжают приниматься. Их отбор
мы возлагаем на региональные отделения и принимаем по их рекомендациям. Автор
должен представить в оргкомитет краткое описание мастер-класса с указанием темы,
содержания инновации для включения в программу Чтений. Приветствуется
представление видеоматериалов с фрагментами занятия.
О мастер-классах.
Мастер-классы
создают особую творческую атмосферу на Чтениях. Поэтому многие участники
предлагают поставить перед авторами мастер-классов следующие условия:
·
Тема и содержание мастер-класса обязательно
должна развивать общую тему Чтений. Мастер-классы XI Чтений должны показать, как учитель
вдохновляет учеников на творчество, и заканчиваться выполнением участниками
творческих заданий.
·
На мастер-классе обязательно должно быть
продемонстрировано что-то новое в практическом осуществлении идей гуманной
педагогики: как именно и по каким приметам учитель распознает и развивает их творческие способности.
·
Мастер-класс должен вовлекать участников в
практическую деятельность и дать им возможность испытать на себе эффективность
предлагаемых автором вдохновляющих на творчество педагогических процессов,
приемов и методов.
·
Мастер-класс должен быть исполнен красиво и эффективно
в соответствии с выбранной формой
образовательного процесса.
·
Желательно разделить время, отпущенное по
регламенту Чтений следующим образом: 10-15 минут – вступительное слово автора,
30-40 минут – практическое занятие, остальное время 30-40 минут – обсуждение
участниками предлагаемого материала.
·
Недопустимо и нецелесообразно превращать
мастер-класс в лекцию, доклад или отчет о проделанной работе.
·
Мастер-классом руководит председатель, который
следит за соблюдением регламента, подводит итог и составляет отчет.
На Чтениях и в
ходе их подготовки возможно в электронном виде подать материал для рубрики
«Есть идея». Оргкомитет рассмотрит возможность и целесообразность озвучивания
предложенных идей или их публикации в журнале «Три ключа».
В рубрике «Персона в педагогике» состоится
знакомство с деятельностью учителя высшей категории, автором учебного пособия
«Биология языком сердца» Виктории Федоровны
Бак (Артемовск, Украина) и директора школы №18 Дербента (Дагестан) Клима Тагитдиновича Султанова.
Просим каждого
из вас стать организатором Чтений: сообщите об этом информационном письме вашим
коллегам и пригласите их стать участниками Чтений. Очень важно привлечь к
Чтениям молодых учителей, студентов педагогических колледжей и университетов.
Приглашаются также ученики школ, желающие стать учителями.
Вы можете
заказать гостиницу. Ориентировочная стоимость – 750 – 1200 руб. в сутки.
Гостиница, дающая регистрацию зарубежным участникам Чтений, будет стоить не
менее 1000 руб. Организационный взнос
– 350 руб.
Если Вам
необходим вызов на Чтения, сообщите, пожалуйста, заранее.
Для участия в
Чтениях нужно заполнить анкету и выслать
до 1 декабря 2011 года, по
адресу:
119019,
Москва, Малый Знаменский пер. д. 3/5,
Международный Центр Рерихов,
Центр
Гуманной Педагогики. Эл. почта: ichp@yandex.ru
Тел./факс (495)
697-14-46, моб.т. 8-909-626-12-70, факс (495)
697-71-84,
Регистрация участников Чтений
8 января 2011
г. с 10.00 до 18.00, 9 января 2011 г. с 9.00 до 10.00
в здании Московского городского педагогического университета
по адресу:
Малый Казенный
переулок, д. 5Б. ст. метро «Курская», схема проезда на сайте
Издательского Дома Амонашвили http://izdatamon.narod.ru/contacts.htm
Президент Международного
Центра Гуманной Педагогики,
Академик РАО Ш.А.Амонашвили
|