Пятница, 29.03.2024, 17:41
| RSS
Главная | М.Н.Мартынец “От весёлой игры – к идеалу”.
Меню сайта
Новости
[19.01.2018]
Актуальная информация про "Сад" здесь.
[19.10.2017]
Книга Жизни
[31.08.2017]
Лето Сада
[03.03.2017]
Сочинения Игоря Киршина – здесь
Архив новостей
Поиск
Друзья сайта
Солнечный Сад


М.Н.Мартынец, учитель начальных классов лицея №49, г.Калининград

От весёлой игры – к идеалу

     В сегодняшнее время, время дефицита  идеалов,  детям очень сложно ориентироваться в мире,  трудно найти опору, выделить главное в жизни.

      Идеал - это образ желаемого  будущего. Основа любого идеала - гуманистические ценности, которые в результате воспитания становятся ценностно-смысловыми личностными новообразованиями учащихся, обогащают их установки, отношения, мировоззрение.

     Идеал есть ориентир, к которому надо стремиться, но это не конец пути, а шаги к его воплощению.  «Идеал не для того выдвигается перед образованием, - пишут в своей статье Ш.А.Амонашвили, В.И.Загвязинский, А.Ф.Закирова[1], -  чтобы полностью его воплотить. А потому, что нельзя по-другому: иначе грозит движение в никуда, на шкале ценностей произойдет падение учительского творчества и обнищает духовный мир школьника. Идеал есть призвание школы, ее душа, ее целостность. Идеал образования открывает возможности переноса будущего в сегодняшний день, когда учитель становится художником жизни и краски этой жизни черпает из возвышенных источников, которые он сам принимает».

      Сегодня перед учителями стоит очень трудная задача – определить этот идеал, дать нравственные основы детям. Но сделать это трудно, потому что внешнее воздействие современной псевдокультуры  диктует свои образцы поведения  и приоритеты ценностей.

    Изменить ситуацию возможно путём кропотливой, систематической работы учителя. Эта работа – прежде всего над собой. Учителю самому надо честно осмыслить жизнь, выработать свои мировоззренческие позиции. Без такой внутренней работы бессмысленны любые педагогические «мероприятия» - дети почувствуют фальшь.  На практике такая внутренняя работа выражается в организации педагогического пространства, наполненного образами доброты, красоты, честности, справедливости, великодушия.

     Для организации такого пространства необходимы  следующие условия: объединение усилий педагогов разного профиля в единой деятельности, общая система психолого-педагогических координат (в данном случае - гуманная педагогика), установка на освоение морально-нравственных ценностей через сотворчество с детьми, а также изучение высокохудожественных произведений искусства: литературы, живописи, скульптуры, графики, классической музыки и т.д.

     При этом задача учителя не только рассказать о шедеврах мировой культуры, но и помочь детям осмыслить их, прожить в своём сердце. И только тогда нравственное и культурное  достояние человечества может стать собственным приобретением ребёнка и будет служить ему нравственной  опорой, на которую он сможет опереться в трудные моменты выбора в своей жизни. Усилить эффект воздействия необходимо собственным примером учителя, а также сотрудничеством  учителей – единомышленников.

      Такой опыт произошёл в лицее № 49 г. Калининграда, где группа учителей (Киршин И. А., Мышкин Е.И., Мирошник Е.Г., Мартынец М. Н.) объединили свои усилия в проекте по созданию педагогического пространства.

      Главная цель проекта: осознание вместе с детьми духовных смыслов и ценностей человеческой жизни через  творческую деятельность.

      Как писал К.С.Станиславский, творчество есть напряжение всех духовных сил человека. Оно включает тонкую наблюдательность, избирательное запоминание существенного, волевое напряжение, реализуемое в настойчивом постоянном поиске ответа на вопрос, глубокое внимание к различным сторонам решаемой задачи и вдохновение, соединяющее как логику, так и воображение в их сложном соотношении.

   Опираясь на научные разработки И.А.Киршина[2], в основу нашего проекта мы положили следующие утверждения:

Детское творчество - это выражение ребёнком субъективно значимого для него содержания, обладающего следующими качествами: фантазия, искренность, владение словом, чувство юмора и лиризма, актуальность для автора.

    Для развития детского творчества, прежде всего, необходимо выявить потребности ребёнка, мотивы его деятельности.

     Затем необходимо организовать педагогическую среду, в которой эти потребности ребёнка будут удовлетворены. Педагогическая среда представляет собой коллектив единомышленников,  состоящий из педагогов, родителей и детей, находящихся в творческом сотрудничестве. Этот коллектив осуществляет единую деятельность, которая должна вызывать у ребёнка сильные положительные эмоции, так как только такие эмоции порождают в воображении яркий образ. В результате такой деятельности ребёнку предлагается реализовать возникший образ (напиши, нарисуй, сыграй, изобрази).

     Педагогическая среда  должна охватывать все стороны жизни ребёнка, удовлетворять его физиологические, моральные, эстетические потребности. Только создав ребёнку полноценную детскую жизнь, мы вправе ждать от него творческих проявлений.

      Истинное творчество возможно только как целостный стиль жизни, как общий принцип системы отношений с ребёнком, а не как отдельный приём на уроке - только в этом случае творчество станет многообразным и полноценным. Поэтому педагогу надо уметь принять детскую жизнь со всем, что в ней есть, уметь участвовать в ней, уметь заслужить любовь и уважение детей. Только погрузившись подобным образом в детскую жизнь, педагог сможет выявить истинные потребности детей и создать условия для их удовлетворения.

     Педагогическая среда, с одной стороны, создаёт условия для проявления стихийного творчества детей (горизонтальный уровень), с другой стороны, насыщает детей прекрасными образами, побуждая творческую стихию подниматься вверх - к вершинам Добра, Любви и Красоты (вертикальный уровень).

   Основные задачи проекта: увлечь детей радостью творчества; раскрыть их художественно-творческий потенциал; привить детям общечеловеческие ценности.

     Основные принципы педагогической деятельности: тесное сотрудничество педагогов в единой деятельности; постоянное самосовершенствование каждого педагога (творческий рост в избранной области искусства, личностное развитие, совершенствование педагогических качеств); творческий диалог педагогов с детьми.

     Концептуальный компонент  проекта составляет гуманно-личностный подход, разработанный Ш.А.Амонашвили, а также положения психологических теорий А.Г.Асмолова, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова и др.

     Для решения поставленных задач было создано живое педагогическое пространство (живое – свободное, состоящее из педагогов, сердечно притягивающихся к изложенным здесь воспитательным идеям, в отличие от формальных структур) на трёх уровнях:

1.           Духовный.

2.           Психологический.

3.           Организационно-практический.

    Первым и главным является уровень духовный. Это уровень метаценностей (добро, любовь и красота), которые объединяют всех педагогов и являются объектом их веры и устремлений.

    Второй уровень (психологический) предполагает для педагогов (участников проекта) необходимость работы над собой по развитию качеств, необходимых для создания атмосферы сотрудничества (доброжелательность, готовность помочь, сочувствие, чуткость и т.д.).

Третий уровень (организационно-практический) - примерный план совместной работы.

     Итак, на духовном уровне объединение  заключалось в объединении студии «Солнечный Сад» и второго музыкально-эстетического класса лицея №49 в общей деятельности на основе гуманной педагогики.

   На практике эти идеи воплотились в систему занятий, направленных на размышление, постижение нравственных ценностей, умение слушать своё сердце и сердца своих товарищей, способность выражать свои мысли в литературной и художественной форме.

    На первом занятии ребята должны были познакомиться. Но как это сделать?  Такой вопрос был задан ученикам. Вариантов было множество, но выбран был самый универсальный и простой – игра.








Ребята нарисовали свои автопортреты, сделали подписи с главными характеристиками своего характера и подарили ребятам из «Солнечного сада», а затем включились в игру «в театр». Вместе с учениками студии участвовали в репетиции спектакля «Вино из одуванчиков», вживались в роль мальчишек друзей, переживали их последнюю встречу, а также с радостью путешествовали на старом  трамвайчике, воображая  и представляя красивые пейзажи вокруг.

     Цель этого занятия -  внутреннее переживание ребёнка, его сопричастность общему делу, сопереживание  героям,  радость сотворчества и осмысление происходящего: что я чувствовал, что я понял, участвуя в игре. Для этого мы внимательно обсуждали с ребятами прошедшее занятие.

                  На втором занятии ребятам было предложено  пофантазировать, поиграть со словами. Фраза «Когда ко мне приходит…» была ключевой для творчества. Дети должны были прочувствовать ритм стихотворной фразы и продолжить. Приветствовались самые необычные и весёлые образы.

    Главное в этом занятии  -  прежде всего, ощущение радости творчества, полёта фантазии,  а также  развитие  чувства ритма стихотворения.






    Вот что у нас получилось:

Когда ко мне пришли друзья,

То я сказал, что им нельзя

Руками в холодильник лезть,

Из вазочки конфеты есть,

Ходить по красному ковру,

По комнате таскать сестру,

 И на диван чтоб не садились,

И гости сразу испарились.

Рита П.

 

Когда ко мне приходит кот,

Я сразу прыгаю вперёд.

Когда ко мне пришли моржи,

Они сказали: жи – жи – жи.

Когда ко мне пришёл фонтан,

Я сразу сделал свой батман.

Короче, чудо есть на свете,

Когда его свершают дети.

Варя Г.

  Реакции детей  после этих занятий были  очень бурными, весёлыми, радостными. Каждый день они приносили всё новые и новые стихи, стали создавать свои авторские книжки–малышки, при встрече засыпали новыми сочинениями. Это было очень волнительно. Чудеса  творчества рождались у нас на глазах.

    На следующем занятии  ребята  знакомились  с творчеством Г. Х. Андерсена,  со сказкой «Гадкий утёнок». Перед занятием  мы пытались прочувствовать эту сказку, пронести её через себя. Ребята перечитывали любимые эпизоды, читали по ролям, размышляли над поступками  персонажей, написали письма Гадкому утёнку  со словами поддержки и понимания его чувств. Только после этого мы отправились на занятие в «Солнечный Сад», на котором инсценировали эпизоды сказки, пытаясь понять состояние главного героя, его чувства, эмоции. Такие этюды – инсценировки  позволили не просто изучить сюжет сказки, но и погрузиться в переживания героя, стать на время им, примерить его опыт на себя, прочувствовать его боль и страдания.










Поэтому главный вопрос на занятиях: что вы чувствовали и почему.

Конечно, после этих занятий дети не  сразу станут добрее, и не перестанут обижать сверстников, обманывать, нет. Но эти занятия закладывают зёрна, пока ещё невидимые глазу, которые постепенно начнут расти и в сложных ситуациях, когда нужно будет выбирать, украсть или нет, обидеть или нет, ударить или нет, у ребёнка будет опыт его переживаний, который подскажет правильный выбор.

      Так, шаг за шагом продвигались наши ученики  к постижению мудрости жизни. После занятия, посвящённого Гадкому утёнку, ребята продолжали писать ему письма, утешали, подбадривали, дарили ему свои рисунки и хорошие слова. Вот некоторые строки. «…Каждый может обидеть маленького, некрасивого, беззащитного, но не каждый знает, что даже из гадкого утёнка может вырасти прекрасный лебедь… В этом письме я хочу сказать, что очень переживала за тебя, когда узнала о твоих чувствах, я думала только об одном, чтобы всё обошлось и всё обошлось… Когда утёнок стал лебедем, он не вернулся, чтобы похвастаться. Поэтому я желаю ему оставаться таким, какой он есть…»






  На четвёртом занятии ребята сочиняли загадки, загадки о героях сказок Андерсена, размышляли, что на что похоже.

   Загадки – вещь исключительно полезная. Их можно сравнить с литературными «витаминами», которые увлекают детей творчеством; развивают как логическое, так и образное мышление; знакомят ребят с тайнами ритма, рифмовки и стихотворного размера; расширяют и обогащают детский словарь. Такая творческая работа учит  говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны.

Добрая подружка Кая,

Любит очень сильно его,                          

Сто путей смогла пройти

Победила волшебство

 Юля М.

 

Что на что похоже

Дуб похож на папу

Мама на берёзку,

А я похож на яблоньку,

Цветущую в саду.

Дуб стоит себе и всё.

Берёзка просто белая.

Нет, не хочу я, не могу,

Придумаю вот так.

Дуб похож на маму,

Папа на берёзку,

А я похож на яблоньку,

Цветущую в саду.

Варя Г.

     Это занятие было подготовкой для главного вопроса. Теперь,  научившись сочинять загадки, ребятам было дано задание: определить, что для тебя главное в жизни и сочинить про это загадку.  Чтобы понять, что именно для тебя является главным, надо обратиться к своему сердцу.

      Целью этой работы является, безусловно, не сама загадка, а та внутренняя работа, которая происходила в душе ребёнка, сама постановка вопроса, направленная на осмысление главных ценностей жизни. Это еще одно зерно для роста нравственных идеалов  в сердцах  наших учеников.

Но и сами загадки получились неплохо. Вот некоторые из них.

Всех на свете греет,

А температуры не имеет.

(Любовь)

 

Люблю, но не маму,

Защищаю, но не слабого.

(Родина)

 

Она дарит нам воздух

Дарит траву

Я даже гулять в неё выхожу

В ней  родилась и я, и ты,

 В ней сбываются любые мечты.

(Природа)



В конце учебного года мы собрали наиболее интересные детские тексты и напечатали «Книжку о самом главном». Книга эта останется памятью и наставлением каждому из наших ребят.

     Так, ступенька за ступенькой мы вели наших учеников вверх по лестнице творчества и вдохновения, а также творили и вдохновлялись   сами. Размышляли о проведённых и будущих занятиях, зачитывались детскими работами, сочиняли сами, учились на Педагогических чтениях по Гуманной педагогике в Москве, делились опытом работы  на Седьмых педагогических Чтениях  в г. Калининграде.

      На опыте нашего сотрудничества мы обнаружили, что вечные общечеловеческие идеалы дают детям так нужные им ориентиры,  служат путеводной звездой, содержательным ядром и критерием творчества.



[1] В.И. Загвязинский, Ш.А. Амонашвили, А.Ф. Закирова. Идеал, гармония, реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика. 2002. № 9. С.3-10.

[2] Киршин И.А  Педагогические условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования): Дисс. … канд. пед. наук. Калининград, 1999 – 186 с.

Хостинг от uCozCopyright MyCorp © 2024