17 августа прошла встреча по гуманной педагогике. Очень здорово! Встреча была в жанре садовского похода – самом лучшем жанре на свете. Поехали с семьями в светлогорский лес. Лес – сосновый, с полянками вереска, просвеченный августовским солнышком. Дети были рады. Погуляли по лесу, поиграли в тарелку. Потом сели в круг и поговорили об июльской поездке к Шалве Александровичу Амонашвили в Бушети.
Затем началось самое вкусное: творчество. Разбились по парам (кто друг с другом не знаком). Я прочитал распечатанные выдержки из "Ларца чести и служения”. Задача: выразить это содержание в любой художественной форме (сценка, стих, песня и т.д.). Цель – зажечь сердце. Когда все подготовились, концерт, где всё это показывается. Получилось очень интересно!
Затем снова гуляли и беседовали, кто с кем хочет.
В конце сели в круг на "Свечку”: поделиться своими мыслями. Очень сильный разговор. Возникли идеи и планы. Дело даже не в них, а в атмосфере несказанной, когда что-то можно почувствовать – это потом само прорастёт в самых различных делах. Но дела эти будут естественны и сердечны, как лес, в котором они родились.
Дети в это время дружно играли рядом: строили дом из травы и мха, растили сад (втыкали веточки и цветы в песок). Иногда ссорились, сами мирились. Всем было хорошо.
Дальше - стихи, которые сочинились у людей для концерта. И выдержки из Ларца, из которого они выросли.
Павел Шеварёв
Счастлив тот,
в чьё окно
ежедневно заглядывает будущее…
Летела птица от окна к окну,
Скользила тень крыла по старым крышам.
Ничто не нарушало тишину,
Никто не ждал её, не знал и к ней не вышел.
Летела птица, завершая круг
Над городом уставшим, впавшим в скуку,
Летела птица и застыла вдруг
В окне застывшем видя чью-то руку.
Она спускалась, к ней спускался свет,
Он наполнял открытые к ней руки.
Всё было также как и раньше, нет!
Всё тот же город, но теперь без скуки.
Она присела у его окна.
И посидев немного, улетела –
А он остался там, где город сна,
Чтобы продолжить начатое дело.
* * *
Татьяна Шеварёва
Чтобы чудо свершилось
Требуется быть живым.
Чтобы делиться, давать, говорить
Надо уметь дышать.
Слышать запах сосны и видеть звёзды
И честно на помощь звать.
Позволить сердцу петь, болеть. Тосковать,
Разрешить любить и согласиться страдать.
И всё это очень бережно,
Тихо, в полголоса, шёпотом.
Чтобы не бить по чутким струнам души ребёнка.
* * *
Выдержки из «Ларца чести и служения» Ш.Амонашвили
Если ты прошел отрезок пути
и не встретил перед собой препятствия,
то это верный знак того,
что путь этот не твой.
Твой путь только тот,
где ты найдёшь трудности,
а их преодоление потребует от тебя
напряжения всех твоих сил.
* * *
Рыцарь,
где твоя зависть?
Сжег.
А чувство собственности?
Похоронил.
Твоя ненависть?
Пропала без вести.
Мелкие мысли?
Отбросил.
Раздражение?
Преобразил.
Что же в тебе осталось?
Чистая душа для любви.
* * *
Рыцарь,
в чем Твоя цель?
Воспитать Благородного Человека.
Но как он приспособится к жизни,
в которой мало благородства?
Он не будет
приспосабливаться к жизни,
будет облагораживать
и возвышать ее.
Это же будет борьба против тьмы?
Да, он будет ясно это сознавать.
Как он выдержит?
Он будет Воином Света
и устремится к победе.
* * *
Рыцарь Гуманной Педагогики
знает, что Всеначальная Энергия Любви,
принимаемая человеком,
должна быть
незамедлительно направлена
на благо,
успех,
процветание,
облагораживание всех и всего,
что есть на Земле и над Землёю.
Она должна послужить очищению души
и сердца самого человека,
его совершенствованию
и расширению возможности
более мощного излучения Любви.
* * *
Рыцарь
Гуманной Педагогики
действует
по законам любви.
Первый закон: Любить любого ребенка,
ибо Любовь есть преобразующая
сила духа и сердца.
Второй закон: Понимать Ребенка
и принимать его таким, какой он есть,
ибо "Нет воли Отца Небесного,
чтобы погиб один из малых сих".
Третий закон: Восполниться оптимизмом
в отношении любого Ребенка,
ибо вера в будущее есть творец настоящего.
* * *