Пятница, 23.06.2017, 22:04
| RSS
Главная | ДЕВЯТЫЕ КАЛИНИНГРАДСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Меню сайта
Новости
[03.03.2017]
Сочинения Игоря Киршина – здесь
[09.01.2017]
Василисины загадки!
[25.11.2016]
Маша Коваленко. Листочек
[09.09.2016]
БУКЕТ СЛОВЕСНЫХ ЦВЕТОВ (книжка первоклассников Школы Жизни)
Архив новостей
Поиск
Друзья сайта
Солнечный Сад

ДЕВЯТЫЕ КАЛИНИНГРАДСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ ПО ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

 

11-12 мая в Сосновом Бору прошли Чтения "Учитель, укажи пути красоты духа". Чтения были организованы на базе оздоровительного центра «Олимп». Это - важно, поскольку к концу учебного года учителя (да и дети) устают и нуждаются в восполнении сил. Поэтому мы собрались под соснами, на берегу озера.

 

Для того, чтобы осмыслить тему путей красоты духа, приехали учёные, директора и преподаватели школ, психологи, родители, педагоги дополнительного и дошкольного образования из Литвы, Эстонии, Украины и России.

 

Творческие мастерские провели: Игорь Эрметов, вице-президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, руководитель Киевского отделения гуманной педагогики (Киев, Украина); Сильвия Баранаускене, директор прогимназии "Гягужу" (Шауляй, Литва); Ирина Алексеенко, педагог дополнительного образования школы имени Максима Горького (Клайпеда, Литва); Светлана Окунева (Ассоциация Гуманно-личностной Педагогики в Эстонии, Таллинн), Анна Храмова, психолог, руководитель семейного клуба "Дети и родители" (Калининград, Россия), Галина Рудович, учитель русского языка и литературы (Светлый, Россия), Татьяна Мурнина, воспитатель детского сада, Учитель гуманной педагогики (Клайпеда, Литва).           

                                 

Особенно важной для участников стала мастерская мысли, которую провёл Евгений Мышкин, руководитель студенческого театра БФУ им. И.Канта «Третий этаж» на тему «Что есть красота? Что есть дух?» Свою мастерскую он построил на основе философии Платона.

 

Второй день Чтений был посвящён семейному воспитанию. Были приглашены родители с семьями и устроены совместные мастерские. В одной из них родители со своими детьми создавали книгу "Наши семейные ценности". Крайне важно со своими детьми обдумать - что в семье соединяет всех её членов? Что они любят вместе? Что - ценят больше всего? 

 

Существенно, что в Чтениях активно участвовали дети. Так, в качестве примера домашнего театра, был показан спектакль "Белый и пушистый", в котором мама играла со своим сыном.

 

 

 

Своими впечатлениями о Чтениях поделилась Марина Кориневская, председатель Ассоциации гуманной педагогики Литвы, директор специальной школы "Светлячок", Рыцарь Гуманной педагогики:

Как я поднимала свой дух в Сосновом Бору

 

Тема этого года очень возвышенная – «Учитель, укажи путь красоты духа».  Но что, если твой дух вдруг сбился с курса Красоты и «завис» в каком-то вневременье? А ученики рядом. Смотрят на тебя с прежней надеждой, ищут в тебе опору.

 

Спасают ориентиры, по которым летит Синяя птица гуманной педагогики, поднимая  с насиженных мест и увлекая за собой большую стаю из самых разных, близких и далеких городов и весей. В мае мы с радостью гнездимся в Калининградской области, каждый раз захватывая с собой новых «птиц» из Литвы. Пополняем стаю. Радуемся тому, как именно здесь, на турбазе «Олимп», крепнут крылья духа, напитываясь красотой природы, красотой лиц, красотой мыслей, воодушевлением, искусством творить и делиться творчеством.

 

Осмысляю прожитые в Сосновом Бору дни. Осознаю, что основной тон задал Женя Мышкин, который пригласил нас сделать «Три шага по лестнице Красоты». Его, в свою очередь, вдохновила лестница духовных ценностей в школе Сильвии Баранаускене в Шяуляе. И протянулась ниточка.… Тот, кто хоть раз побывал в Калининграде на театральном фестивале «Нитка» с открытым сердцем, очень хорошо знает, что Женя мастер из клубка теплоты встреч и радости открытий вытягивать нити прямо к  солнцу.

 

Женя увлек нас удивительно глубоким погружением в суть проявления в человеке Небесной красоты. Доступно и ярко продемонстрированное философское осмысление главной темы года сыграло роль своеобразной стартовой площадки, «запустившей» наше сознание на определенную индивидуальную высоту. Я лично почувствовала себя взлетевшей сразу на несколько ступенек. Я очаровалась. Я прониклась. Я задумалась. Вышла какой-то орошенной. Как будто душу выпустили из клетки и дали напиться живой водой.

 

А душа, действительно, жаждала. Поэтому пропела в унисон с душой Игоря Эрметова, прорвавшегося в Калининград из Киева наперекор внешним и внутренним преградам. Душа какой-то отчаянной струной отозвалась на откровение Галочки Рудович, сумевшей подняться над страданием и болью с духовной помощью Зинаиды Миркиной, чтобы поделиться с нами тем, как завоевывается великий дар сострадания.  И я поняла, что это один из путей красоты духа, помогающий нам «защитить Бога в себе» в моменты собственного малодушия, в минуты отчаяния перед лицом подлости и предательства:

 

Хочу, хочу любить людей,

И злых, и добрых, с правдой, с ложью,

Ведь за личиною своей

Скрывает каждый искру Божью.

(Татьяна Левина)

 

Все мы периодически проживаем Армагеддон своего собственного изготовления. Кому из нас не знакомо, как мучительно порой дается та «власть непростая над всеми страстями, что держит твой дух и мешает идти»?  Спасибо, Игорь и Галина, за искренность, за доверие и мужество откровенности перед всеми нами, знакомыми и незнакомыми. Это рыцарские качества. Это истинное Братство. 

 

Для меня фоном нашей традиционной встречи в Сосновом Бору в этом году прозвучала именно рыцарская тема. Мы не говорили о рыцарстве напрямую, но постигая в течение двух дней духовные пути восхождения к Красоте, совсем не случайно дважды пели песни Татьяны и Сергея Левиных «Легенда о чаше» и «Посвящение в рыцари».  Вдохновляющие стихи, прекрасная музыка. Но, как точно определил Микаэль Айванхов, «Настоящая поэзия не литературная ипостась, это качество внутренней жизни. Почти все любят живопись, танцы, скульптуру, музыку и другие искусства, так почему же нельзя гармонизировать  свою внутреннюю жизнь с этими ритмами, красками, формами, мелодиями?»  Это один из путей. Гармония - это форма, способ существования Красоты. Когда мы способны утихомиривать свои разбалансированные эмоции, потоки бесконтрольных мыслей и негативные воспоминания - дух умиротворяется, обостряя духовные зрение и слух для восприятия гармоничных образов Прекрасного, для их сотворения внутри себя, для проявления вовне.

 

Я вернулась домой и погрузилась в такую близкую мне тему Короля Артура. Множество легенд и их трактовок описывают внешнюю атрибутику рыцарства Круглого стола  и пытаются разобраться в генеалогии, перипетии взаимоотношений, деяний, подвигов и поисков доблестных рыцарей, и даже в достоверности самого факта существования Камелота в далеком шестом веке. Но в этой истории есть внутренний сакральный смысл, который привлекает непосредственной связью с путем красоты духа. Каждая эпоха порождала своих героев, но в истории не было второй подобной попытки. Это живое полотно, духовный узор  которого можно разгадывать вместе с детьми, освежая краски, вплетая новые нити. Детям нужны идеалы и воплощающие их герои как пример и образец восхождения по ступеням духовной красоты.

 

Когда в прошлом году в Бушети закладывались основы Кодекса гуманного педагога, я искренне радовалась, что название этого документа преобразилось в Кодекс чести и служения учителя. Категории чести, благородства и служения учителя как основ Рыцарства в  гуманной педагогике продолжают и углубляют духовную традицию, заложенную и воплощенную в Камелоте.

 

У Короля Артура была миссия — стать магнитом, который притянет людей честных и благородных, готовых служить истине, защищать справедливость, хранить верность. Он задумывал Камелот как совершенное государство, основанное на Божественном Законе. Камелот должен был стать прототипом проявленного в физическом мире божественного правления на Земле, образцом для европейских государств, королевским династиям которых надлежало быть эталоном нравственности для  своих подданных.

 

Артур пытался создать избранную группу из сияющих рыцарей, которые подобно двенадцати апостолам могли бы представлять двенадцать высших добродетелей и которые были готовы отстаивать такие благородные принципы как Честность, Истина и Мораль. Но рыцари Круглого стола были заинтересованы не столько в достижении этих высоких идеалов, сколько в достижении своих собственных личностных устремлений, что и проявилось в сопернических поисках чаши Грааля. Они не поняли истинного духовного значения этой мистической чаши сознания, заключающегося в открытии вечного источника совершенных добродетелей в своем собственном сердце. Чаша Грааля внутри каждого из нас - сосуд, жаждущий быть открытым, чтобы расширить наше сознание, одухотворяя его бессмертной искрой  высшей Небесной любви. Той самой, к покровам которой нам помог прикоснуться  Женя Мышкин.

Девиз  Камелота, высеченный на Круглом столе, провозглашал одну из высших истин: «В служении друг другу мы обретем свободу». К  какой свободе устремлял Король Артур своих многообещающих рыцарей?  Да от тех же страстей, что кандалами сковывают дух и мешают полету. Только в забвении своего эго человек испытывает полноту бытия. Служа всей жизни вокруг, он обретает возможность освободиться от пут тщеславия и материальных привязанностей.

Округлость стола, исключающая наличие какого-либо привилегированного места, в том числе и для самого короля, символизировала равенство каждого перед Божественным Законом.

 

Но маленькое «я» личности доблестных рыцарей  возобладало над божественным «Я ЕСМЬ». Закон человеческой воли не смог спасти от падения королевство Артура, призванного существовать по законам воли небесной.

 

Физически Камелота больше нет. Но живут в нашем сердце его дух, его идеалы, его вечные ценности. Быть рыцарственным – лишь одна из доблестей, наиболее известная и понятная нам. Она выражается в том, чтобы никогда не пытаться несправедливыми или подлыми путями взять верх над другими, иметь уважение к чистоте и достоинству женщины и всегда бороться за справедливость.

 

Но начинается Список Доблестей Совершенного Рыцаря именно так:

 

Быть прекрасным духом – значит любить красоту во всем: желание создавать ее в каждой сфере жизни: в мыслях, словах, делах и характере, чтобы действовать в согласии со всеми добродетелями; и иметь душу настолько пробужденную, чтобы она могла замечать и понимать, что все прекрасное – видимое выражение Божьей любви.

 

И Манифест гуманной педагогики призывает нас совершенствовать искусство радоваться всему возвышенному и прекрасному.  А в соответствии с Кодексом чести и служения учитель призван учить детей мечтать, создавать красоту, свершать благо. То есть растить героев духа. Истинных рыцарей.

 

Мы в силах создать Камелот в каждом классе, студенческой группе, спортивной команде, классе, клубе. Более того, мы призваны сделать это, чтобы помочь спустить Небеса на Землю. Ведь все мы Со-работники у Бога. И это реальность, от осознания которой просто дух захватывает. Поистине:

 

 

Ничто в этом мире не властно над нами,

ничто, только Свет на пути.

(Татьяна Левина «Посвящение в рыцари»)

На сегодняшний день мне ясен путь. Тем более, что я приезжала на Калининградские Чтения вместе с Артуром - частичкой моей родной школы «Светлячок». Он преподал мне урок рыцарского служения, достоинства, терпения, смирения и скромности.

Спасибо, Сосновый Бор. Спасибо, друзья и попутчики.

Марина Кориневская,

Клайпеда, Литва

 

 

 

 

 

А вот что написали ребята Солнечного Сада, тоже участвовавшие в Чтениях:

 

 

Арсений Лучин (13 лет)

Меня очень поразили люди. Абсолютно разные. Но по-своему восхитительные. Они были внимательны, замечали всех вокруг себя, хотя дел у них и своих хватало. Они живо откликались на любую фразу, даже если были очень-очень заняты. Им приятно, если не только их замечают, но и самим замечать. И это замечательно.

 

 

Влад Гаджиев (11 лет)

Во-первых, меня немного поразило отношение людей к Артуру. Я не хочу сказать, что это необычно. Просто это правильно. Все (все!) относились к Артуру с добротой, и без всякой насмешки. Так же меня удивило то, что Олег и Арсений сразу же поняли, как надо играть в спектакле "Белый и пушистый". Я первый раз был на Чтениях, но не последний! Я ещё не раз приду на них и постараюсь быть лучше.

 

 

Тим Гаджиев (13 лет)

Первым моим впечатлением на Чтениях была мастерская Анны Храмовой. Мы делали книгу "Наши семейные ценности" вместе, всей семьёй, и это было очень важно. Потом  мне удалось окунуться в атмосферу чуда, помогая в спектакле "Белый и пушистый". Я сидел так, что мне было видно всех зрителей. Было приятно и невероятно видеть КАК эти учителя , директора и иностранные делегации (!) смотрят на наш спектакль. Удалось почувствовать прекрасную атмосферу , объединяющую нас всех. Я почувствовал себя частью удивительного союза людей, чувств, мыслей. Это как в семье. И это, наверное, самое главное.

 

 

Вероника Ажгибецова (13 лет)

Удивила погода. По прогнозам должен быть  дождь. С утра дождь лил, а потом стало так тепло и солнечно. Мне кажется, что дело с такой мощной поддержкой победит любые прогнозы! Мне хотелось помочь каждому человеку на Чтениях. Некоторым  удалось помочь, некоторым - нет. Мы будем совершенствоваться, и со временем научимся это хорошо делать. Лично для меня самым радостным было увидеть тётю Таню Мурнину! Она как всегда улыбалась , и от её улыбки исходило тепло!

 

 

Лиза Кушнарёва (11 лет)

Я очень сильно ждала этих Чтений, так как прошлые я пропустила. И очень сильно пожалела об этом. На этих Чтениях я решила присматриваться к тем, кого я плохо знаю, но, признаться, у меня это не очень получилось. Потому что взрослые были сильно заняты, но не все. Я с братом Севой (ему четыре года) ушла с мастерской, потому что Сева просился к маме. Мы вышли на улицу и увидели наших ребят. Они играли в войну. И мой брат Сева захотел поиграть с ними. Но я и многие другие ребята не захотели, чтобы он играл, потому что рядом было много ям, колючей проволоки и других препятствий. А Сева не хотел играть в другие игры. Но вдруг пришёл Руслан Олегович (папа братьев Гаджиевых) и сразу подошёл к Севе. И спросил, что случилось. Сева рассказал. И Руслан Олегович не стал винить нас и тратить время зря. Он вдруг увёл Севу куда-то. Я не поняла - куда. Но когда Сева вернулся, на его лице была улыбка до ушей, и мы начали играть в свою войну, на безопасной территории. Я не знаю, как Руслан Олегович переубедил Севу, но зато  я точно знаю, что Руслан Олегович - волшебник.

 

 

Маша Коваленко (13 лет)

На Чтениях я не была - болела. Но всё равно участвовала мысленно. В день Чтений , когда я проснулась, было уже позднее утро. Ко мне в голову закралась мысль, что поход начался. Я встала, подошла к окну. И открыла его. Я вздохнула воздух, мне показалось, что он пахнет сосной. Я закрыла глаза и вдохнула ещё раз, всей грудью.  И вдруг увидела всех, всех людей, которые там находились. Я увидела, как я иду по тропинке к нашему любимому дому среди сосен. А вокруг светит солнце и поют птицы. Тут вошла мама и сказала, что я не должна вылезать из постели, и тем более нельзя открывать окно. Я понимаю, что она заботилась обо мне. Но мои мысли были не там, а в Сосновом Бору. Весь день они там и оставались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCozCopyright MyCorp © 2017