О Марии Николаевне Мартынец
Я работаю вместе с Марией Николаевной в лицее №49 уже двадцать лет. Постоянно сотрудничаю с ней. Радуюсь ей и её работе с детьми.
Мария Николаевна удивительный человек! Ей свойственно постоянное стремление к развитию. Так, помимо педагогического образования, она закончила РПГУ им. Герцена по специальности «культурология».
Марию Николаевну всегда интересовали духовные основы педагогики. Она размышляет над работами классиков педагогики и современных авторов. Основой работы с детьми она считает гуманно-личностный подход. В этом направлении она активно развивается, постоянно участвует в Международных педагогических чтениях по гуманной педагогике в Калининграде. В 2009 году была участником пятидневного Международного авторского семинара Ш.А. Амонашвили «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном пространстве» (г. Клайпеда). В феврале 2010 года стала лауреатом школьного конкурса «Учитель года», где представила эссе, достижения учащихся, дала открытый урок этики по теме «Солнце всех солнц есть сердце».
А как замечательно Мария Николаевна умеет рассказать о своей работе! Её доклад на мартовском педсовете лицея 2011 г. о развитии гуманно-личностного подхода предельно внятен, краток и сердечен.
Я регулярно посещаю открытые уроки Марии Николаевны. В них присутствует методическая простроенность, мастерское владение современными приёмами и духовная наполненность.
Особыми качествами Марии Николаевны являются чуткость и добросердечие. Эти качества в сочетании с глубокой образованностью и учительским мастерством помогают её любить ещё больше.
Посмотрите её работы.
И.А. Киршин
Гуманная педагогика как путь к уму и сердцу ребёнка
Файл презентации можно скачать здесь.
1слайд
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
- Я - СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!
И огонек этой свечи погас.
Вторая сказала:
- Я - ВЕРА, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше.
Подул легкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
- Я ЛЮБОВЬ, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, - своих близких.
И эта свеча угасла…
Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
- ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ?! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ - Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала:
- НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я – НАДЕЖДА.
Хочется сравнить с четвёртой свечой учителя, на которого надеются его ученики, верят, что он сможет зажечь в их сердцах и спокойствие, и веру, и любовь..
Доброта, искренность, честность – этих качеств так не хватает нашим детям. Если этого не будет, что станет с людьми в будущем? Не превратимся ли мы в бездушных роботов, машинально выполняя порученное дело? Корысть, расчётливость, зависть будут подстерегать нас везде и всюду.
Как сохранить веру ребёнка в учителя, как вырастить его хорошим человеком, умеющим любить, сострадать, помогать?
Поиски пути к уму и сердцу ребёнка привели меня к изучению идей гуманно - личностной педагогики, которая опирается на наследие классической педагогической мысли.
2 слайд
Константин Дмитриевич Ушинский
говорил, что «весь смысл гуманного воспитания есть воспитание духа». Это состояние внутренней этики, нравственной основы не только действий, но и мыслей
Такое воспитание должно стать
неотъемлемой составляющей предметного обучения.
3 слайд
Воспитание - питание духовной оси человека – его нравственного стержня. Что надо «спрятать» в души детей, чем питать их чувства, чтобы сделать их благородными людьми ?
4
слайд
В.А. Сухомлинский считал, что путь достижения цели воспитания: «Через Красоту к человечности».
Красота – вот главное условие воспитания.
Красота многогранна: это и красота речи учителя, и красота действий, красота взаимоотношений взрослого с ребенком,
то есть красота тех образов, которые создают жизненную среду вокруг ребенка.
Именно взрослые – родители и учителя – создают те ОБРАЗЫ, которые образовывают наших детей
5 слайд
Воспитание в гуманной педагогике не только сопутствует предметному обучению, оно неразрывно с ним и опережает образование.
Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника
Ш. А. Амонашвили
Информация сама по себе не воспитывает человека, а информация, которая несет в себе моральные составляющие, проходя через эмоциональное, чувственное восприятие ребенка, легко запоминается, и что очень важно, воспитывает его.
6 слайд
Например, урок этики «Мудроречие» строится в форме ролевой игры.
Рассуждают от имени Платона, Пифагора, Сократа
ребята размышляют над «законами мудреца», пытаются понять их смысл, применить в своей жизни.
К. Д. Ушинский писал «Должно постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания.
Научить ученика извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной его души.
Как это актуально и современно в наше время, когда мы понимаем важность и необходимость формирования умения учиться .
Школа – это не только здание, где происходит обучение ребёнка, но и путь на котором начинается нравственное и культурное становление его личности.
На этом пути качество знаний определяется не только их усвоением, но, главное – отношением человека к ним.
Например, развитие навыков чтения определяется не скоростью чтения, а тем, что понял ребенок из прочитанного, на кого бы из героев он хотел быть похожим. Важно, чтобы ребенок смог почувствовать красоту и силу слова,
и чтобы прочитанный текст пробудил в нем чувства сопереживания, сострадания.
7 слайд
На уроке литературного чтения, который я проводила в рамках конкурса «Учитель года», и который будет демонстрироваться сегодня, вы увидите, как на материале русской народной сказки рассматриваются вопросы отношения к своей семье, к своим близким, какие качества характера нужно развивать человеку, чтобы его семья была счастливой.
8 слайд
На уроке слова – подарки ребята рассуждают, какие слова могут быть подарками, и могут ли вообще слова быть подарками?
Подъем вверх по лестнице знаний требует от ребенка наличие целого ряда разных качеств: терпения и настойчивости, желания преодолевать трудности, умения самостоятельно мыслить, размышлять, анализировать, делать выводы. Все эти качества взращиваются в процессе гуманно-личностного подхода к детям, и это происходит в классе во время урока.
В уроке аккумулируется жизнь ребенка
Урок предназначен развивать познавательную страсть, прививать любовь к преодолению трудностей в познании.
9 слайд
На
Уроке сердцеведение, который демонстрировался в прошлом году на школьном
конкурсе «Учитель года», ребята размышляли над Вопросами:
1. Что такое Сердце?
2. Как облагораживать Сердце?.
Почему солнце всех солнц есть сердце?
10 слайд
Учение – «СВЕТ»,- любим мы повторять. Значит, учитель призван быть носителем света. Зашел в класс… и в сердцах детей зажегся свет радости ожиданием новых чудесных исследований и совместных открытий.
Чем больше Света в учителе, тем больше он сможет отдать его детям
Быть носителем Света не просто.
Очень важно не рассуждать о красивых идеях, а применять их в своей жизни, в своей работе.
Это прежде всего развитие самого себя, устремлённость к знаниям.
11 слайд
В поисках новых идей, новых подходов в образовательном процессе принимала участие в семинаре Ш. А. Амонашвили,
12 слайд
Осмыслив его деятельность, стала проводить уроки математики, чтения, этики, направленные на воспитания детей.
13 слайд
Результатами таких уроков стали:
1) Сборник высказываний учеников о сердце, любви, жизни
14 слайд
2) словари вежливых слов
15 слайд
Один из приёмов, который я использую на этих уроках
- Дорисовывание
Утверждаю в ребенке качества, которых в нем нет или они слабые (дорисовываю ребенка) - ты добрый, ты умный и т.д. Ребенок стремится к той модели, которую дорисовал учитель.
Тот человек, которого ты любишь во мне не такой, но ты люби и я стану таким М. Пришвин
Без духовной общности учителя и ученика воспитание не состоится.
(В. Сухомлинский).
Очень важно построить учебно – воспитательный процесс так, чтобы ребенок находил в учителе радость в познании, понимание, помощь, дружбу.
17 слайд
В поисках секрета общения с детьми, размышляя о школе как об открытой образовательной среде, стала расширять рамки урока, предлагая ребятам серию уроков – экскурсий
1.в Музее Мирового океана
2.в Экологическом центре
3. в Ботаническом саду
18 слайд
Результатом такой внеурочной деятельности стало
1.Создание элективного курса: «Планета Земля – наш общий дом»
2. Создание коллекции природных материалов для проведения практических работ по курсу: «Окружающий мир» для начальной школы
3. «интерактивной копилки знаний»:
4. Распространение полученных знаний через проведение открытых уроков, мастер – классов, презентаций
19 слайд
Для меня школа означает «лестницу», ступеньки которой ведут вверх – это путь внутреннего развития; творчества; движения вглубь себя, освобождение от стереотипов мышления.
20 слайд
Я вижу результаты своей работы. Это радость и улыбки детей на уроке, их заинтересованность, успехи в делах и моё вдохновение и от счастье от своей работы. И путь этот бесконечен, как бесконечна наша жизнь.
21 слайд
Жизнь – это красота, удивляйся ей
Жизнь – это мечта, осуществи её
Жизнь – это счастье, сотвори его сам.