Среда, 17.07.2019, 08:43
| RSS
Главная | Две статьи о закалке духа
Меню сайта
Новости
[19.01.2018]
Актуальная информация про "Сад" здесь.
[19.10.2017]
Книга Жизни
[31.08.2017]
Лето Сада
[03.03.2017]
Сочинения Игоря Киршина – здесь
Архив новостей
Поиск
Друзья сайта
Солнечный Сад

 

И.А. Киршин

 

Истинное образование – это закалка духа

 

События последнего времени заставили снова задуматься: что самое главное в образовании? Мне кажется – закалка духа. Когда «превыше всех радостей улыбка подвига». Истинный подвиг – сохранение светлого, доброго сердца в самых трудных обстоятельствах. Настоящий подвиг – улыбаться, преодолевая труднейший, опасный момент. Именно в этом смысл жизни. И цель образования. Надо научить детей, прежде всего, этому: радоваться, когда трудно.

Что есть подвиг? Именно улыбка. Не может быть подвига в мрачном остервенении, в угрюмом ожесточении. Да, да, да! Сохранить радость, когда очень трудно. Не омрачаться, когда темно и холодно и кажется, что никому не нужен. Уметь за иллюзией очевидности видеть всех, кого ты любишь, и кто любит тебя. Это и есть духовное зрение. Тогда удастся светиться самому, просто пропуская Божий свет. Просто не заслоняя его своей слепотой. Потому что Господь нас всегда любит. Во всех обстоятельствах и положениях.

Святые твердили бесконечно: «Господи, дай свет Твой – любовь, красоту и радость».

Это ведь иллюзия, что мы – в одиночестве. В духовном плане каждый из нас – часть Божьего тела. Свободное и любовное единодушие членов Царства Божия так велико, что все они образуют, можно сказать, «Единое Тело и Един Дух». Это можно чувствовать всегда. Мы ведь всегда в Божьем Саду.

Главная задача жизни – преображение жизни, понимаемое как принятие боли от несовершенств мира  и превращение их в благодать радости и добра. Так действует сердце светлое. Когда ты ранен в сердце – становишься чувствителен к чужой боли, благодарен за ласку и помощь. И вспыхивает творчество.

«Из страданий человеческих рождаются драгоценные камни».

«Каждой высшей радости предшествует боль».

Поэтому каждое возрастание духа нуждается в отягощении обстоятельствами. Так что все эти отягощения есть наша просыпающаяся радость и будущая сила. Благословенны раны и боли – станут они счастьем и благом!

В народе говорят: «Чем хуже, тем лучше» и «Не было бы счастья, да несчастье помогло».  Мудрость народная знает, что страдание и радость крепко связаны. И следуют друг за другом.

Помню, как в пятом классе один мальчик страшно огорчил меня: изрисовал обложку своей тетрадки по Солнечному Саду уродливыми рожами. Рожи эти никак не сочетались с садовскими идеалами добра и красоты. Я был расстроен. Но вспомнил о преображении. И  стал преображать: вырезал ножницами эти рожи из обложки. А на их место вклеил картинки с прекрасными лицами. Обложка преобразилась! И жизнь тоже! С тех пор обложка радовала меня своей красотой и напоминала о победе преображения. Тетрадку эту я храню как сокровище.

Будущее образование  должно непоколебимо стоять на закалке духа. Веселье и творчество невозможно в отрыве от главного – преодоления зла и страдания радостью и благодатью. Это – самое главное,  потому что незакалённый дух при первых же испытаниях скиснет, отречётся, омрачится. И только стойкий – найдёт силу радости преодолеть трудности. Из незакалённых вырастают серые мышки, готовые служить хоть Гитлеру, хоть Сталину. Таких ли мы хотим воспитать?

Каждый находится в непрерывных борениях. Скорби и удары одолевают дух. Но суть духа всегда говорит: «Не сдавайся. Мужественно иди вперёд. Радуйся, даже размазывая по щекам слёзы. Ищи – кому помочь, кого обрадовать».

И приходит спокойствие. И улыбка.

«Улыбка подвига превыше всех радостей». Подвиг, когда ты – мучающийся и сдавленный со всех сторон, сдвигаешь духом себя и превращаешь боль – в улыбку.

Таковы были все учителя, начиная с Христа, который и на кресте боль превращал в любовь. И Корчак, который шёл в газовую камеру с улыбкой, ободряя детей. И Сухомлинский, у которого фашисты зверски убили жену, а перед этим у неё на глазах замучили её маленького ребёнка. Сухомлинский не только не ожесточился, но стал самым добрым человеком.

Это – вечный нам пример.

Детям нашим предстоит столкнуться с тяжкой и грубой сторонами жизни. Им предстоит испытать удары судьбы. Где они возьмут силы, чтобы выстоять, преодолеть? Научили ли мы их этому? Показали ли пример своей жизнью?

Вот чему, прежде всего, надо учить детей, если мы их действительно любим.

Ну, и стихи сочинять, конечно, тоже.

 

 

 

 

 

 

Е.Г. Мирошник

 

Как учить детей защищать то, что любишь

(история занятия по теме: «Тайна дерева, защищающего от зла»)

 

Воспитывая детей, даря им светлые образы, мы зовем их стать лучше, честнее, добрее. Ребята верят нам и преображаются. И мы верим, что когда дети вырастут, они изменят мир.

Хорошо думать о будущем, но закрыть глаза на настоящее нет никакой возможности. А настоящее… сами видите. Дети выходят за порог самой прекрасной школы, проходят пять метров и им предлагают наркотики с сигаретами. Игровая зависимость, алкогольная зависимость. В любом дворе маленького святошу запинают бутсами.

Надо усиливать добро, укреплять дух ребенка, надо научить защищать то, что любишь.

Мы предлагаем всем работать в этом направлении.

Мои ребята еще совсем малыши, первый, второй класс. На данном этапе нужно просто внушить им мысль о защите, о том, что злу можно и нужно противостоять. С маленьким детьми  лучше всего говорить  на языке символов. Я хотела бы описать одно такое занятие, где мы учили детей  защищать то, что любишь.

 

История занятия:

 

 В середине октября мы с малышами пошли прогуляться перед уроком. Был ослепительный день, настоящее торжество осени. Желтая листва кленов и солнечный свет. Сверкала вода в озере, светились детские лица. Мальчишки зарывались в желтые листочки, скатывались с горок. Они  были абсолютно счастливы и свободны. И я думала: «Им так хорошо сейчас, как  чисты и ясны их глаза, они верят сказкам и цветам, любят искать красоту. Сейчас мы пойдем в кабинет, будем играть, и петь, и делать  открытия. Но прекрасное так хрупко. Как защитить этот детский мир, эту чистоту?

Вдруг между деревьями сверкнула желтая грива Льва. В голове вспыхнула мысль: «Когда родилась Нарния, Аслан посадил дерево на границе страны. Дерево долгие века защищало Нарнию от бед. Нам тоже необходимо такое дерево-оберег у входа в шахматный клуб.

 Дома, вечером, я отложила все дела и стала рисовать. Когда работа была закончена, стало совершенно ясно, что это красивое и правильное дерево работать не будет. Моей энергии недостаточно для такого важного дела. Только вместе с детьми можно воплотить эту идею в жизнь, и для работы нужны особые условия:

 - очутиться в чистом месте, далеко от города, в тишине и покое;

- прийти в состояние гармонии с самим собой, друг другом, природой;

- начать познавать тайну дерева (символическое значение дерева в разных культурах, значение деревьев для жизни человека, чему нужно учиться человеку у дерева).

На выходных мы поехали в волшебный Сосновый Бор. Лес встретил нас торжественно и тихо. Первым делом надо было переключиться на новый лад: сбросить напряжение. Дети бегали, прыгали, лазили, радовались. После наслаждения свободой наступил важный этап в работе: достижение гармонии, слияние с лесом, озером, с миром. Почувствовать природу можно только в тишине. Детям было дано задание молча обойти вокруг озера. Мы и не ожидали, какое удивительное путешествие совершим! Сколько чудес нашли наши дети! Какие интересные веточки, листочки, пеньки они увидели, понапридумывали много лесных букетиков-секретиков, вставили в шапки разную лесную красоту и гордо шествовали как индейские вожди. Круг тишины был пройден и мы вышли на лесную полянку преображенные. Тут мы играли в игру на развитие чуткости. Играют два участника. Один сидит с завязанными глазами, другой тихо ходит кругом. По команде ведущего первому  игроку надо показать местонахождение второго.  Все хорошо справились с этим заданием, а некоторые просто блестяще, особенно Артем и Илюша. Надышавшись чистым сосновым воздухом и вдохновившись прекрасными видами природы, мы вернулись в дом.

После вкусного обеда дети вошли в зал для занятий под прекрасные звуки фортепьяно. Горела свеча на столе, и все было готово для работы: самые разные краски и бумажки и проволока и маленькие симпатичные тряпочки.     

Занятие состояло из двух частей:

 

1. Рассказ Анны Солтыс о тайне дерева (чему можно учиться человеку у дерева):

Образ дерева живёт в сказках всех народов. В легенде о Рае есть Древо познания Добра и Зла. В Индии великий мудрец Будда получает Просветление под деревом. А Кот Ученый у дуба рассказывает сказки.  Под деревом Жанна Дарк услышала Голоса святых, а когда была маленькой, то вместе с другими детьми играла у волшебного Дерева Фей. В древней индийской книге – Ведах – тоже есть таинственное дерево; и кто знает его – знает весь мир. А в древнем Иране легенда гласила, что на вершине могучего дерева Байтерек сидит священная птица и каждый год откладывает яйцо, которое есть  Солнце. А у корней дерева сидит дракон и съедает солнце. Но потом птица опять несет яйцо, и так продолжается их борьба, а на земле меняются времена года: солнечное лето и сумрачная зима.

Люди верили, что на деревьях живут женские добрые божества: феи и нимфы.

А ещё есть генеалогическое древо. Род издавна представляли тоже в форме дерева.

Всё это указывает на то, что у дерева есть Тайна. Давайте попробуем к ней прикоснуться.

Дерево постоянно работает. Даже когда нам кажется, что оно недвижимо, внутри него идет работа, каждую секунду растут веточки, поднимаются соки по стволу к веткам.

Дерево всегда молчит. Дерево кроткое. Оно не ругается, не дерется.

Дерево – дарит. Все деревья даны в помощь человеку: на них растут фрукты и ягоды, у них полезные листья, цветы и даже кора.

Дерево всегда тянется к свету – и не отрывается от земли. Дерево одновременно пребывает и на земле, и под землей, и над землей, и все три мира связаны им неотрывно. Дерево едино, как тело и душа, мысль и слово.

 

2. Создание рукотворного дерева, охраняющего от зла, средствами декоративно-прикладного искусства.                                                                   Какое волшебное произведение  у нас получилось! Мы соединили несколько красивых веточек вместе и украсили резными листочками, птицами,  тряпичными ангелами, цветами и пластилиновыми человечками. Все вышло как нельзя лучше: просто, естественно и прекрасно.

  На следующем занятии, в городе был проведен праздник волшебного дерева: зажигались свечи, пелись песни, загадывались желания.

Так творилась сказка, создавались традиции. Так дети делали первые шаги на трудном пути защиты любимого.                                                                   Конечно, тема защиты того, что любишь, сложна и требует большой самоотверженности от всех участников образовательного процесса: учителя, учеников и родителей. Описанное занятие и ему подобные – лишь капля в море громадной работы, которую необходимо проделать. Для маленьких детей пока достаточно просто прийти к осознанию необходимости защиты. А дальше, по мере взросления ребят, нужно, чтобы:

·       у детей была среда единомышленников, друзей-ровесников, готовых поддержать в трудную минуту;

·       дети познакомились и полюбили образы героев и подвижников (Сергий Радонежский, Жанна Дарк, Александр Невский, герои Великой отечественной войны и др.), вдохновились их примером;

·       дети учились преодолевать трудности в настоящих испытаниях: походах и  совместной работе;

·       пришли к Богу, черпали свои силы из самых светлых и сильных источников.

Будем же укреплять дух детей,  закалять их и молиться за них.


Молитва к Ангелу-хранителю:


Святой Ангел-хранитель моих чад, покрой их твоим покровом от стрел демона, от глаз обольстителя

и сохрани их сердце в ангельской чистоте.

Аминь.




Те самые создатели Дерева Защиты.


 

                                                                                                                                                     

Хостинг от uCozCopyright MyCorp © 2019