Ребёнок есть союз Неба и Земли,
Духа и Материи
«Манифест» не может вместить всю гамму гуманной
педагогики. Потому мы коснёмся только её основных аспектов, в первую очередь,
духовно-философских, а также того, как нам воспринимать Ребёнка.
Материалистическая философия в качестве
основы мышления приемлет три измерения – время, материю, пространство. Но
расширенное сознание во главу этих измерений ставит ещё одно измерение –
духовность, ядром которой является вера в Божественное начало. Совокупность
этих измерений предопределяет системность классического педагогического
наследия; измерение духовности наполняет его мудростью и направляет в будущее.
Смыслом духовного измерения для
классической педагогики является основы религиозных учений, культура и
нравственность. Однако это не делает классические педагогические учения
религиозными, они сохраняют ярко выраженную светскую направленность.
Гуманная педагогика в том виде, как мы её
предлагаем, есть детище классической педагогики. Она приемлет классическую
основу с той оговоркой, что оставляет возможность, чтобы в понятие духовности,
кроме других составляющих, можно было закладывать суть того или иного
классического мирового религиозного учения. Потому в качестве смысла духовности
мы принимаем допущения в трех аксиоматических постулатах:
* Реальность Высшего Мира, Высшего Сознания,
Бога.
* Реальность бессмертия человеческого духа
и его устремлённость к вечному
совершенствованию.
* Понимание земной жизни как отрезка пути
духовного совершенствования и восхождения.
Из этих допущений делаем выводы о
философском восприятии Ребёнка:
– он есть явление (веление духа) в нашей
земной жизни,
– он
есть носитель своего предназначения, своей миссии,
– в
нем заключена величайшая энергия духа,
возможность неограниченного духовного
совершенствования.
Духовная суть Ребёнка дополняется
ведущими качествами его земной психологической природы:
– страсть
к развитию,
– страсть
к взрослению,
– страсть
к познанию,
– страсть
к свободе.
Так мы получаем понимание целостной
сущности Ребёнка: он есть полнота двух природ – духовной и материальной, в
которых ведущей является Природа Духовная.
Исходя из этого:
рождается новый фундаментальный принцип,
гласящий о том, что весь педагогический процесс должен строиться сообразно
целостной сущности Ребёнка, а не только его материальной природе.
Авторитарная педагогика не может принять и
реализовать этот принцип, так как ей чуждо измерение духовности.
Для гуманной педагогики принцип
сущностносообразности является близким; она располагает условиями, необходимыми
для полного его осуществления в образовательном процессе: вера, любовь,
радость, доверие, терпение, доброта, сострадание, преданность, благородство,
великодушие, духовная жизнь.
Педагогическое созвездие слов
У нас, – у учителей и воспитателей, – есть
священные слова, они – как Педагогическое Созвездие, по которому можно сверять
полноту и направление мысли и утверждать творческую практику. Они расширяют и
возвышают наше сознание и призывают к подвижнической деятельности. В это
Созвездие входят слова-понятия:Учитель,
Ученик, Школа, Воспитание, Образование, Урок, Ребёнок, Дети, Забота,
Духовность, Гуманность. В них хранятся истины для нашего гуманного
педагогического мышления.
Но произошла беда: поспешило невежество,
оно вытеснило из святых слов духовную суть и заполнило их своим скудным опытом.
Так мы получили бездушный и бездуховный скелет педагогического сознания:
Учитель – лицо, которое учит;
преподаватель, предметник.
Школа – учебно-воспитательное заведение.
Воспитание – вырастить, дать образование,
обучить правилам поведения.
Образование – обучение, просвещение.
Урок – основная форма обучения.
Гуманность – человечность в общественной
деятельности; гуманный – человечный, отзывчивый, культурный и т.п.
Такие смыслы могут обслуживать только
авторитарное педагогическое мышление.
Измерение духовности помогает нам постичь
и вернуть этим и другим понятиям их сокровенный смысл, вследствие чего перед
нами открываются прекрасные горизонты гуманного педагогического сознания.
Учитель – душа, носитель и даритель Света.
Ученик – душа, ищущая (жаждущая) Свет.
Их встреча рождает Урок (педагогический процесс) – особую
полосу совместной возвышенной жизни, при которой растущий человек-ученик
наполняется Светом от Учителя, воодушевляется и дальше направляется для
распространения по миру своих даров духа.
Воспитание, как сообщает само слово, есть питание
духовной оси растущего человека, а питается она духовной пищей – образами.
Образование есть таинство раскрытия Божьего Образа в
человеке. Образ Бога проявляется в человеке через потоки возвышенных образов
красоты, любви, доброты, знаний. Источником потоков этих образов является
Учитель, Воспитатель.
Школа (лат. scalae) означает лестницу для восхождения души и
духовности человека. Лестница эта находится в Учителе, Воспитателе, он и есть
Школа.
Ребёнок – возрождённое новое бытие.
Дети – народ, действующий в истине.
Забота мыслится как следование за божественной
тайной.
Гуманная педагогика рассматривает в
качестве своих категорий понятия: Любовь,
Вера, Надежда, Радость Успех, Сотрудничество, Одухотворение, Вдохновение и др.
Духовность, гуманность и гуманная
педагогика
Духовность и Гуманность есть фундаментальные понятия, и они
способны, если станут качеством образовательного мира, содействовать
непрерывному эволюционному процессу улучшения природы человека. Они – опора
личности на её трудном пути совершенствования и восхождения, направляющая сила
её жизни и деятельности на общее благо.
Духовность есть сугубо личностное состояние
внутреннего мира каждого человека. На основе духа и духовности совершенствуется
в нем духовная жизнь, вовлекая в себя мысли, чувства, переживания, впечатления,
увлечения, вкусы, отношения, устремления, мечты, фантазии, мировоззрение,
нравственность, оценки… Духовность объединяет всё, что происходит в сознательном
и подсознательном мирах человека. В своём внутреннем мире человек может прожить
прошлое, настоящее и будущее как единое целое, жить без пространства и времени,
свершать деяния, поступки.
Часть всего того, что созревает и
рождается во внутреннем мире, в зависимости от условий, целесообразности и
действия свободной воли, человек будет проявлять и утверждать во внешнем мире,
в жизни среди людей.
Смысл духовности станет более полным через
понятие Гуманности.
Гуманность мыслится как процесс поиска человеком своей бессмертной основы –
духа, своей связи с Творцом, поддержание этой связи. Это есть процесс обретения
веры и жизнь в вере. Гуманность вносит в духовную жизнь особый порядок: в этом
процессе внутреннего поиска и обретения веры упорядочивается и гармонизируется
духовная жизнь, она становится целенаправленным потоком творчества и созидания.
Вера наделяет человека свободной волей и
делает его духовно сильным, способствует наиболее полному проявлению и
утверждению внутреннего мира во внешнем. Человек становится преобразователем
внешнего, материального мира, творцом жизни. Таким образом, гуманность задаёт
направление поискам и движению духовной жизни и способствует проявлению этой
жизни во внешнем мире в соответствии с законами любви, красоты, нравственности,
в целом же – культуры духа.
Понятия Духовность и Гуманность переплетаются друг с другом как смысл
и путь, как содержание и форма. Вместе они образуют смысл гуманной педагогики:гуманная
педагогика есть теория и творческая практика становления личности растущего человека через систему содержания и
средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма.
Мы не утверждаем, что полностью и с
абсолютной точностью раскрыли смыслы Духовности и Гуманности,
а также всех остальных слов-понятий, составляющих Педагогическое Созвездие.
Углублённый поиск возможных отклонений откроет нам не менее важные грани их
содержаний. Но суммарность уже постигнутых смыслов позволяет определить
социальную и личностную направленность Человека: творить вокруг себя красоту
и гармонию жизни через творение красоты и гармонии жизни внутри себя. Это должно стать естественным
состоянием человека.
Между гуманной и авторитарной
педагогиками
нет золотой середины
Гуманная педагогика не есть наше
изобретение, её источником является классическое педагогическое наследие.
Понятия «классическое» и «традиционное» порой осмысливаются как идентичные или
близкородственные: традиционная педагогика якобы есть жизненное преломление
классической педагогики. К сожалению, это вовсе не так. Понятие «традиционная
педагогика» («традиционная методика», «традиционная практика») могло бы нести в
себе достойное содержание, если бы оно отражало уровень претворения
классических идей в исторически сложившихся жизненных условиях. В
действительности же мы имеем дело с двумя разными направлениями педагогического
мышления и педагогической практики: для традиционной теории и практики
определяющей чертой является авторитаризм, для классической же – гуманизм. Это
есть диаметрально противоположные подходы к образовательной практике. Хотя
следует отметить, что в разных вариациях традиционной педагогики содержится
немало ценных обобщений, которые составляют достижение педагогической мысли.
Однако различия так глубоки, что поиск золотой середины между традиционной и
классической педагогиками не может увенчаться успехом. Приходится только
выбирать или ту, или другую форму мышления и образовательной практики.
Самая главная особенность классического
педагогического мышления, в отличие от традиционного, в том, что оно многомерно. Его основу составляет синтетическое целое
духовного и материального, иррационального и рационального, религиозного и
научного, космического и земного. Оно принимает постулат вечности духа и
устремляет человека к такой земной жизни, которая есть путь развития и
совершенствования духа. Классическая педагогика не объявляет себя наукой, а
скорее считает себя мерой всех наук, мерой самой жизни, общечеловеческой
культурой мышления.
Мэтрами гуманной педагогики являются такие
классики, как:
Марк Фабий Квинтилиан,
Ян Амос Коменский,
Жан-Жак Руссо,
Иоганн Генрих Песталоцци,
Константин Дмитриевич Ушинский,
Адольф Дистервег,
Мария Монтессори,
Антон Семёнович Макаренко,
Януш Корчак,
Василий Александрович Сухомлинский…
Вокруг них образуются прекрасные созвездия
выдающихся педагогов-мыслителей, которые дальше несут факелы идей гуманизма в
образовании.
Духовно-философские основания гуманной
педагогики мы черпаем в трудах Конфуция, Лао-Цзы, Сократа, Платона, Аристотеля,
Г.Сковороды, Н.Бердяева, И.Ильина, П.Флоренского, семьи Рерихов… Опору и
вдохновение находим в Святых Писаниях Мировых Религий – Буддизма, Иудаизма,
Христианства, Ислама.
Авторитарная педагогика и гуманная
педагогика:
черты различий
Чтобы облегчить выбор, назовём ещё ряд
других различий между авторитарным и гуманным педагогическими подходами.
Авторитарная педагогика строит свои
отношения с детьми – воспитанниками и учениками – на основе системы поощрений и
наказаний, то есть, принуждений.
Гуманная педагогика исходит из идей
духовной общности, сотрудничества и сотворчества, устремлённых от сердца к
сердцу.
Авторитарная педагогика ориентирована на
формирование знаний, умений и навыков и возносит процесс обучения.
Гуманная педагогика направлена на
облагораживание души, сердца и разума Ребёнка, а знания мыслятся как путь
восхождения к цели.
Авторитарная педагогика довольствуется
учётом психологических особенностей детей.
Гуманная педагогика вбирает Ребёнка
полностью и таким, какой он есть.
Авторитарная педагогика провозглашает
постулат о подготовке подрастающего поколения к жизни.
Гуманная педагогика воспитывает детей
для жизни и с помощью самой жизни.
Авторитарная педагогика приспосабливает
Ребёнка к жизни.
Гуманная педагогика воспитывает
преобразователя жизни.
Авторитарная педагогика монологична в
своём общении с детьми.
Гуманная педагогика ведет постоянный
диалог с ними.
Образовательные процессы авторитарной
педагогики заформализованы и официальны, строго регламентированы, наполнены
менторским тоном, призывающим воспитанников и учеников к долгу, обязанностям,
внимательности, послушанию, ответственности, непререканию…
Образовательные процессы гуманной
педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности,
взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости
познания, любви.
Авторитарная педагогика приемлет в
качестве аксиом: зло наказывается, добро поощряется; лень порицается, усердие
приветствуется…
Гуманная педагогика строится на
аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех
взращивается успехом; благородство воспитывается благородством…
Авторитарная педагогика консервативна.
Гуманная педагогика инновационна.
Авторитарная педагогика вредит здоровью
детей, провоцируя учителей, воспитателей, родителей на раздражение, грубость,
угрозы, крики, ущемление достоинства, наказания…
Гуманная педагогика профилактична и
лечебна, ибо каждый Ребёнок находится в состоянии согласия, радости, духовной
общности, любви, уважения.
Чаша Педагогической Мудрости
Классическое педагогическое наследие несёт
в себе Чашу Педагогической
Мудрости, все содержание которой есть достояние не истории, а настоящего и
будущего. В нашей современной действительности Чаша Педагогической Мудрости достаётся нам – нынешнему поколению
учителей и воспитателей. Мы можем взять из неё столько, сколько в состоянии
взять, и можем обогатить её настолько, насколько наше творчество в состоянии
открывать новые врата в мире образования.
Мудрости из этой Чаши вдохновляют нас –
приверженцев гуманной педагогики – на творчество и поиск нового, дают
направление нашему педагогическому мышлению и практике, помогают ощущать
величие Педагогической Истины. Вот часть путеводных мудростей из этой
прекрасной Чаши классиков педагогики:
* Наша душа небесного происхождения.
* Последняя цель человека находится за
пределами этой жизни.
* Духовность есть основа всякого бытия,
вечного и бессмертного.
* Ребёнок есть микрокосмос, способный объять
макрокосмос.
* Семена образования, добродетели и
благочестия заложены в нас от природы.
* В Ребёнке изначально посеяны семена его
будущей личности.
* Дети не готовятся к жизни, они уже живут.
* В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна
Культуры.
* Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании
самих себя.
* В школе должна присутствовать разумная
религиозность.
* В любви Ребёнок находит вдвое больше источник
роста.
* Без духовной общности воспитание не
состоится.
* Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний,
учителю надо впитать море Света.
* Под именем гуманного образования надо
разуметь развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие.
* Истинно гуманный дух наших сил заключен в
вере и любви.
* Обучение должно опережать развитие и вести
его за собой.
* Воспитание духа и нравственности есть
основание всего образования.
* Сотрудничество есть венец человечества.
* В сотрудничестве с взрослым Ребёнок становится
более сильным в своей интеллектуальной деятельности, чем при самостоятельной
работе. Продолжение.
|