Вторник, 25.07.2017, 01:42
| RSS
Главная | Ш.Амонашвили КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО?
Меню сайта
Новости
[03.03.2017]
Сочинения Игоря Киршина – здесь
[09.01.2017]
Василисины загадки!
[25.11.2016]
Маша Коваленко. Листочек
[09.09.2016]
БУКЕТ СЛОВЕСНЫХ ЦВЕТОВ (книжка первоклассников Школы Жизни)
Архив новостей
Поиск
Друзья сайта
Солнечный Сад

 

 

 

Это очень важный текст. Так нужен взгляд, объединяющий разные времена человеческой жизни в целое. Куда девается ребёнок, бывший нами? Где был я взрослый, когда я был маленьким?

 

 

Ш.Амонашвили

 

КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО

 

«Мы все родом из детства» - эта фраза, ставшая крылатой мудростью, принадлежит великому и загадочному Антуану де Сент Экззюпери. Разные философы и литераторы ее толкуют с разных точек зрения и находят в ней глубокие смыслы. Я тоже усматриваю в этой фразе целую науку, в которой выражен психологический смысл закона единства жизни человека.

Детство - неразгаданная еще полоса нашей жизни.

Что такое детство вообще и что такое взрослость?

Чем стало  для нас – взрослых – наше собственное детство?

 

 

Может быть, это просто количество лет, которые мы прожили на заре нашего появления на Земле, и их не вернуть уже никогда? Может быть, детство – это кокон, из которого вырастает взрослый со своими сумбурными воспоминаниями о том, что было в коконе? Есть в мире незыблемый закон причин и следствий. Можно ли сказать, что детство есть причина взрослости? Еще есть закон о сохранении энергии. Что стало с нашей энергией детства?

Вопросов к детству можно ставить много, но каждый раз, как только мы попытаемся найти на них более или менее научно обоснованные ответы, обязательно споткнемся о подводные камни, которые не дадут нам выяснить картину в полной мере. Что это за камни?

Одним из них будет наше заблуждение, заключающееся в том, что мы пытаемся понять детство без его единства со взрослостью: как будто взрослость опровергает в себе детство. Все мы родом из детства, но значит ли это, что, став взрослыми, мы покинули свой род, свое детство, и оно уже не имеет к нашей взрослости никакого отношения, кроме восторженных или грустных воспоминаний о нем? Мне представляется, что детство и взрослость – это понятия, которые могут быть осмыслены только друг через друга, ибо смысл детства находится в смысле взрослости, и смысл взрослости – в смысле детства. Другим подводным камнем преткновения станет наше упорство понять детство только через строгую науку. Детство - явление до такой степени многогранное и загадочное, что научная мысль с трудом в нем улавливает прямые и устойчивые линии. И то, что мы знаем о детстве в виде науки о детской психологии, это скорее фрагменты об отдельных сторонах феномена детства, чем полная его картина, чем его суть. А для постижения сути нам лучше было бы смешивать фрагменты строгой науки с нашим свободным воображением, с нашей верой и надеждой, с нашим чувствознанием о детстве. Применение измерения духовности в осмыслении детства и взрослости, может быть, приблизит нас к выяснению того, почему мы все родом из детства и что это означает. 

Начнем с того, что детство наше никуда от нас – взрослых - не уходит. Оно не становится нашим прошлым, от которого остались только следы радости и печали. Детство не есть нечто вроде дневниковых записей, из которых можно иногда вспоминать некие картины наших тогдашних шалостей и похождений. Наше собственное детство нам лучше понять как зеркало нашей взрослости. Если смотреть на детство нашего Ребенка через «увеличительное стекло», мы бы увидели его взрослость; и, наоборот, если смотрели бы на нашу взрослость через то же самое стекло, мы бы увидели наше детство. Когда мы хотим выразить сочувствие и сожаление в отношении человека с нескладным характером, часто находим оправдание в том, что «детство у него было тяжелое».

Какое досталось детство каждому из нас, такими мы и стали взрослыми; точнее, действительность прожитого нами детства во многом предопределяет действительность нашей взрослой жизни. Мы повзрослели, но покинуло ли нас само детство наше? Нет, конечно.

 

Детство, -  как часть нашей живой сущности, а не истории нашей, -  остается в нас, принимая вид преобразованной во взрослость энергии. И вообще, любой период нашей жизни дарит нашей сущности неповторимое звено опыта, знаний и переживаний, ведет по пути личностного определения.

Детство есть корни взрослости: если мы существуем, мыслим, творим, живем осмысленной жизнью – это потому, что у нас есть невидимые корни, которые питают нас, дают направление нашему движению. Кто скажет, что могущественный дуб растет и цветет сам по себе? Могущественным его делают корни, глубоко распространившиеся в земле. Такими корнями для взрослого человека является его детство: оно преобразилось во взрослость и осталось в ней в виде невидимых корней. Таким образом, детство - не часть нашей истории, которой уже якобы нет в настоящем, и о котором у нас остаются лишь любопытные фолианты, -  оно есть находящаяся в нас постоянная сила и интенция, энергия и источник наших подсознательных и сознательных мотивов. Каждый из нас – взрослых – есть то, во что преобразилось в нас наше детство, энергия детства.

Детство дается нам не ради баловства и беспечности, не для того, чтобы сохранить в себе память о «золотой поре» жизни, когда ни о чем не надо было заботиться и думать, только шалить и радоваться, - а дается оно для того, чтобы «заправиться» энергией и наращивать мускулы на всю последующую жизнь. Мощь же эту мы в детстве набираем, взращиваем, развиваем в себе и тогда, когда шалим и балагурим, и тогда, когда нас воспитывают и учат взрослые. Именно в детстве происходит проявление, развитие и становление наших скрытых, унаследованных от Природы возможностей. Если в детстве мы успели, – не без помощи умных взрослых и сложившихся обстоятельств, - наиболее полно раскрыть наши задатки и набрать жизненный опыт, - то это и станет во взрослости нашей мощью. Если же в детстве наши природные возможности не нашли такого проявления и развития, то в дальнейшем, став взрослыми, сделать это нам будет или очень трудно, или вовсе невозможно.

О младенце не скажешь, что он взрослый, но в нем уже существует тот взрослый, который постепенно будет из него вырастать. В Ребенке уже существует будущий взрослый, соответствующий его сущности.  Сущность стимулирует Ребенка к взрослению, принуждает его в детской жизни проигрывать жизнь взрослого. Истинное детство в его психологическом смысле есть не что иное, как процесс взросления: детство входит во взрослость и становится ее корнями. В психологии существуют разные научные попытки выстраивать возрастную периодизацию детства. Однако во всех них заложен один и тот же подтекст: как будто каждый предыдущий возрастной период есть вроде ракеты-носителя, которая выводит последующую ступень на заданную орбиту, а сама, как уже излишняя часть (ибо исчерпала свое назначение), отделяется от неё и сгорает. Внешне возрастные периоды, конечно, отличаются друг от друга и выполняют свои календарные задачи. Но все они есть единое целое, и каждый последующий период есть трансформация предыдущего. Точнее, все возрастные периоды есть движение и трансформация одной и той же сущности. В этих преобразованиях сущность как клубок наматывает на себя наработки в виде опыта, знаний, развитости. Для нее не существуют возрастные периоды с их узкими задачами, не существует ни детства, ни взрослости. Она признает только одну форму времени – это Вечность, и только одну цель – набрать опыт и совершенствоваться. Возрастные отличия, разумеется, существуют: тело Ребенка резко отличается от тела взрослого, социальный опыт Ребенка многократно скуднее по сравнению с таким же опытом взрослого и т.д. Но надо идти дальше: подобные и другие отличия мы находим также при сравнении других возрастов – молодость, зрелые годы, старость, глубокая старость. В каждом возрастном состоянии складываются: особая внешность, особая жизнь, особые отношения, смыслы, опыт, знания. Но за этими проявлениями скрывается движение сущности, то есть, духа: в этом движении дух совершенствуется и идет дальше.

***

Чтобы понять взаимозависимость духа и тела в разных возрастных состояниях, воспользуюсь сравнением  образа всадника и лошади. Что есть лошадь для всадника? Она есть средство, чтобы всадник передвигался и выполнял свои жизненные задачи. Лошадь со всей своей энергией, - хочет она этого или не хочет, - обслуживает всадника, подчинена его воле. Всадник без лошади не мыслится, а лошадь не имеет своего смысла жизни, ибо ее жизнь полностью принадлежит всаднику. Это не лошадь передвигается, а всадник на лошади; это не лошадь несет служение, а всадник с лошадью. Между всадником и лошадью может возникнуть полная гармония, если всадник полюбит своего скакуна, будет ухаживать  и заботиться о нём. Всадник, восседающий на покорном и понятливом скакуне, ведет творящую деятельность. Но лошадь есть живое существо, особое творение природы, в ней есть свои земные потребности и свой характер. Однако почему природа создала ее? Для того, чтобы всадник воссел на нее и преуспел свершить в жизни свои человеческие дела. Лошадь и всадник рождаются одновременно, каждый скакун уже изначально имеет своего хозяина. Но всаднику надо еще обуздать скакуна, чтобы тот подчинился его воле, нужно будет развить в нем лучшие лошадиные свойства. И если всаднику удастся овладеть скакуном, то он  получит лучшее и единственное средство для исполнения своей жизненной миссии; если же нет, тогда лошадь будет упрямиться, будет тянуть хозяина в болото своих земных желаний, и может случиться, что они поменяются  местами. И это при том, что лошадь сотворена для всадника, а не всадник для лошади.

Лошадь здесь тело человека, а всадник – его дух, его сущность. Тело именуется также «хижиною» для духа. Лошадь и всадник в этой картине составляют единое целое, но верховодит в нем всадник, то есть, сущность.

Если перенести эту аллегорию на Ребенка, получится следующее суждение: Ребенок со своим духом и телом есть единое целое. В теле его уже находится его сущность, воле которой следует подчинить все возможности и потребности тела. Решать эту проблему в себе, то есть, обуздать свое тело, сам Ребенок не в состоянии, потому к нему на помощь приходят взрослые: родители, воспитатели, учителя. И как они ему помогут?

Некоторые из них сочтут, что тело и есть весь Ребенок, и начнут воспитывать, учить и развивать тело; то и дело они будут задевать и сущность Ребенка, но это будут не целенаправленные действия, а случайные или побочные. Говоря иначе, дрессируется лошадь так, как будто у нее нет и не будет хозяина. Если дух-хозяин потом осознает себя и поймет, кто он есть, и захочет овладеть своей «лошадью», ему понадобится потратить огромные усилия воли. А если не осознает? Тогда праздная и бесцельная жизнь тела погубит его. Родителей, учителей, воспитателей, которые так поведут себя, большинство.

Другие в теле Ребенка узреют его невидимую сущность, которую и признают предводителем тела. Они займутся пробуждением самосознания сущности Ребенка и сначала же будут воспитывать его – восседавшего и укрощавшего своего скакуна. Для этого нужно будет, чтобы родители, воспитатели, учителя сами находились в состоянии самопознания, сами было заняты самосовершенствованием. Но таких наставников в жизни современных детей будет не много.

***

Ребенок рождается младенцем в виде крохотного, беспомощного живого тела.

Тело младенца есть уникальный инструмент духа. Природа создавала его, по всей вероятности, в течение миллионов лет, закладывая в него всю свою мудрость, щедрость и надежду. Тело младенца наделено способностью настраиваться, и в этом процессе, с одной стороны, оно раскрывает и развивает в себе свои задатки, дарованные Природой; с другой же, впитывает и осваивает опыт и знания общения с внешним миром. В теле младенца хранятся все возможности, которые когда-либо, какая бы ни была эпоха, могут понадобиться человеку. Если бы мы смогли сохранить эмбрион Ребенка, которого будут развивать и воспитывать спустя, скажем, тысячу лет, то там он сможет обнаруживать такие возможности, о которых мы в наше время и представить не можем. Иначе говоря, тело младенца несет в себе не только те возможности, которые мы наблюдаем и которым даем психологическое описание, но и те, о которых мы пока ничего не знаем, но они будут нужны в отдаленном будущем.

Я уже сравнивал человеческое тело с лошадью. Сравню его теперь со скрипкой совершенной формы и исключительной гармонии звука, созданной знаменитым итальянским мастером Антонио Страдивариусом. Вообразим, что этот инструмент лежит перед нами. Мы знаем, что из нее можно извлекать любые мелодии, притом, не только те, которые уже сочинены, но и те, которые будут сотворены в будущем. Но можно ли приложить скрипку Страдивариуса к уху и услышать какую-нибудь из них?

Нет, конечно.

Тогда что же нужно, чтобы инструмент ожил?  Нужен творец. Нужен, скажем, Владимир Спиваков. Он возьмет скрипку, приложит к плечу, смычком поведет по струнам, а пальцы левой руки будут извлекать чарующие звуки. Кто есть Спиваков в отношении скрипки? Он творец.

А скрипка?

Она  есть инструмент в руках творца. Без исполнителя скрипка не имеет жизни. А без скрипки исполнитель не сможет утверждать музыку, с которой он пришел и которая в нем самом. Скрипка создается для творца-исполнителя, а не для самой себя.

В моем сравнении скрипка – это человеческое тело, и оно инструмент для духа-творца. А музыка, которую играет творец на скрипке, есть жизнь человека на земле. Через тело-инструмент дух действует в материальном мире, преобразуя и совершенствуя его, и тем самим преобразуя и совершенствуя самого себя. Так дух утверждает смысл своего существования на Земле. Скрипка Страдивариуса – совершенный инструмент. В противном случае она окажется малопригодной для творца.

***

Тело младенца наделено от Природы неисчислимым количеством возможностей. Эти возможности не есть случайный набор разных будущих умений и способностей. Они создают в нем ту естественную основу, в которой заключена гарантия, что сущность сможет через нее проявить свою человечность и утвердить свою личностную неповторимость.

По этому поводу классик мировой психологии Дмитрий Николаевич Узнадзе пишет: «Если ребенок был бы tabula rasa.., тогда дело закрутилось бы совершенно по-другому. Однако видно, что природа не есть плотник, который готовит и хранит отшлифованные доски. Нет. Она создает уже потенциально определенные лица, в сущности которых изначально посеяны семена его будущей личности». Понятие духовности поможет нам углубиться в мысли великого психолога.

Что же здесь утверждается?

Я выделяю два основных положения.

1. Природу нельзя сравнивать со стандартно действующим плотником, она не производит детей одинаково штампованных. Дети не есть ни чистые доски, на которых можно записать, что угодно, ни воск, которому можно придать любую форму. Если это было бы так, то жизнь людей стала бы однообразной, грустной, серой; жизнь переродилась бы на Земле. Напрасно воспитателю мечтать о «чистых досках», из которых смог бы он создавать заранее запланированных людей с высокими идеалами и устремлениями. Не будет этих возвышенных планов и идеалов, ибо сам воспитатель тоже будет родом из «чистых досок», а однообразие может родить только однообразие. Вообще, теория о чистых досках есть продукт материалистического воображения. Она способна вдохновить наивного воспитателя до того момента, пока он не столкнется с живыми детьми и не убедится, что ни один Ребенок не похож на другого ни внешне, ни внутренне, и каждый из них ведет себя также своенравно, как полено, из которого папа Карло строгал Буратино.

2. Природа создает уже потенциально определенные лица. Ребенок только что родился. Но он потенциально уже определен, в нем изначально посеяны семена его будущей личности. «Уже» и «Изначально» - что это значит? Где находится эта изначальность и кто этот сеятель, который предопределяет будущую личность теперешнего младенца? И когда же это «уже» или «изначальность» происходит: до зачатия Ребенка, во время развития плода, или после рождения? Я полагаю, что здесь речь идет о духовной изначальности и о духовной сущности. Вообще психология установки, созданная Д.Н.Узнадзе, как определили исследователи, зиждется на постулате: «В начале было Слово». Природа знает об устремленности будущей личности человека, о его предназначении, и снабжает тело младенца всем необходимым, чтобы его потенциальная определенность смогла состояться. Ребенок несет в себе свое предназначение, оно записано в духе, в этом его сущность. В этой сущности и сеет Природа свои семена. Сущность неповторима со своим предназначением так же, как не повторяется тело человека даже в таких внешних проявлениях, как отпечатки пальцев, запах кожи, цвет глаз и т.д.

 

На этом я прекращу свои размышления, чтобы не отдалиться от главной идеи, которую хочу утвердить. Попытаюсь еще раз ее определить, прибегнув к способу повторения одного и того же по разному.

С точки зрения понятия духовности детство и взрослость следует рассматривать как целостное движение, в котором происходит развитие и совершенствование сущности (духа) человека; детство не отрывается от взрослости, не становится ее историей, оно только переходит из одного состояния в другое, и для сущности всегда является настоящим. В Ребенке уже живет Взрослый со всеми его внешними очертаниями и в нем уже действует его сущность со всеми ее намерениями утверждать свой Путь, свершить свою жизненную Миссию. Говоря иначе, в Ребенке уже живет и творит его Взрослость, а во Взрослом продолжает жить и творить его Детство. Это есть непрерывная творящая линия сущности человека.

«Детей нет, - говорил Януш Корчак, - есть люди, только с иным масштабом понятий, иными запасами опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств». С первого дня жизни человека до последнего дух его только и делает, что как клубок наматывает на себя опыт, меняет масштабы понятий и переживаний. Мы родом из детства, но род наш никогда не покидает нас, преображается в нас в иную жизненную силу, которая обеспечивает дух импульсами для его движения.

В широком смысле слова детство есть не прекращающийся процесс взросления; потому в духовном человеке Ребенок и Взрослый – советники друг другу, и бывает Взрослый как ребенок и Ребенок как Взрослый.

Нам не удастся построить периодизацию духа, так как он явление безвременное, без периодов. Но через психические проявления материальной субстанции (тела) мы можем улавливать движение духа в человеке и наполнять его образами для свершения им правильных выборов. 

 

Хостинг от uCozCopyright MyCorp © 2017