«Я единственная,
кто работает с Евангелием в руках»
(Пианистка М. В. Юдина. Краткий очерк
жизни.)
Юдина Мария Вениаминовна (1899 –1970) – пианистка, педагог,
музыкальный писатель, мемуаристка, переводчица, религиозный деятель.
Мария Вениаминовна принадлежала к абсолютно духоносным
личностям, потому-то идея благодатного
Света была основной идеей
ее музыкальной мысли, а, значит, – самой ее игры. «Зов Вечности» (П. А.
Флоренский) как бы парил над любым сверхсовременным опусом.
Пианизм Ю. был, и остается сегодня, благодаря записям,
таинственным образом сохранившим все его качества, онтологическим актом.
В этом его уникальность. Игра Ю. была актом религиозного переживания, актом
познания и актом Любви, смело можно сказать – призывом любить друг друга,
поиском «семени Истины» и прославлением Бога. Благодать звучала в каждом
творческом движении ее личности. Она знала, что безблагодатная игра – лишь
«медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13, 1). Ее игра и была личным
общением с Богом, а духовная любовь, извлекаемая из гениальных творений,
преодолением самости и самотождества (Я = Я). Ее звуки, пророческие и
утешительные в то же время, «горы переставляли» в душах слушателей.
Ю.-пианистка говорила на музыкальном языке своего времени, и тем самым взывала
к мировой культуре выйти из эмпирической сферы в новую действительность,
которую она видела преображенной Словом Христа.
Искусство Ю. драгоценным камнем входит в значительно
потускневшую в мировом масштабе христианско-религиозную ветвь культуры, а
применительно к «стране Советов», в которой жила и играла Ю., феномен Ю., имел
жизненно важное значение – духовная «соль» России не потеряла силу и благодаря
искусству Ю. (продемонстрировав неразложимость этой «соли», в конце концов,
явлением миру пастернаковского «Доктора Живаго»)… Больше того, в свете феномена
«Юдина» самое понятие культуры становится и просветленным и полихромным. Три
ипостаси исполнительства Ю. – познание Истины, Любовь, духовное наслаждение –
пребывали в неразрывном единстве. Мы ощущаем в игре Ю. (повторим, и в ее
записях) веяние Духа Святого. Дух Святой и есть источник Божественной красоты
ее искусства. Совершенная красота ее игры – это синтез нотного текста и
«мысленного Света… Света трисолнечного, просвещающего мир» (выражение П. А.
Флоренского). И улавливаемая нами троичность в ее исполнении Баха, Шуберта,
Стравинского, как и других гениев, становятся зримой и слышимой триипостасной
истиной, откровением Троицы, т. е. Церкви как Тела Христова. Познание – первая
ипостась Троицы – это пламенная любовь к Богу (бесспорная принадлежность музыки
Баха и Моцарта), любовь – вторая ипостась – кротость и жертвенность (особенность
сочинений Баха, Моцарта, Шуберта, Брамса), третья – наслаждение, восторженность
и трепетность (опять же музыка Баха, в значительной степени Стравинского).
Юдина, что очевидно, пела миру своей игрой «Отца и Сына и
Святаго Духа».
САЙТ М.В. ЮДИНОЙ - http://judina.ru/
|