Ирина Алексеенко г. Клайпеда, Литва
Живые Небеса или педагогика обнажённого сердца
Размышления о Седьмых Международных Чтениях по гуманной педагогике «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее»
Мысленно возвращаюсь к нашим трём дням в Сосновом Бору и спрашиваю себя: что же там было? Что происходило там такого, что продолжает неудержимо притягивать к себе мои мысли и моё сердце?
Перебираю в памяти жемчужины-воспоминания этих дней. Вот жемчужина ласкового солнечного луча, пробивающегося сквозь молодую звенящую зелень и проникающего глубоко в душу силой своей всепобеждающей любви и веры в своё предназначение: согревать и возрождать жизнь. А вот жемчужина утреннего перелива пения птиц. Малые птахи без устали дарили нам свои гимны, в которых слышалась радость обновляющейся природе и новому дню. Эта жемчужина – озорные отблески солнца в Лебедином озере, следующая – живое пламя вечернего костра, подхватывающее наши песни и уносящее их в небо. Высоко-высоко. Прямо в Живые Небеса. И через них – в Будущее, ради которого мы все здесь и собрались. Уверена, что никак Будущее не обойдётся без этих наших песен: чистых, искренних, душевных… Как не обойдётся оно и без нашего сердечного огня, нашей любви, нашего вдохновения и восторга.
Кстати, о восторге. Восхищало всё: природа, погода, люди, которые там собрались, еда, которой нас кормили, мастерские, на которых мы присутствовали, дети, которые с весёлым гомоном носились повсюду, открытия, которые мы совершали, атмосфера, которой мы дышали, напитывались, наполнялись… Восхищало Будущее, которое мы утверждали. Утверждали не гордо звучащими фразами и высокопарными словами. Нет. Утверждали радостью СОбытия, СОединения, СОпричасности, СОтворчества, СОзвучия, СОгласия, СОтрудничества… Искренне внимающими взглядами, сияющими улыбками, любящими сердцами. Три дня абсолютного счастья. Нереальная роскошь в наше мрачно-унылое для большинства людей время. Но только не для нас. Мы с новой силой открывали для себя не только вечные истины, но и друг друга. И в этом рождался особый восторг.
Листаю свою тетрадь с записями «на полях». Мысли-образы, мысли-озарения.
«Смотрю на стоящий на столе кактус. Что он мне так мучительно напоминает? Людей он мне напоминает. А точнее – родителей, с которыми не так давно встречалась на одном из родительских собраний. Сидели вот такие же колючие и несчастные от того, что не могут справиться со своими собственными детьми и требовали этого от школы. Правда, себе они вовсе не казались несчастными, а, наоборот, очень даже уверенными в своей правоте и негодовании своём по поводу того, что школа слишком мягка с их детьми, которых давно пора взять жёстко в руки. Господи, как же это абсурдно: требовать, чтобы чужие люди проявляли жёсткость по отношению к их собственным детям. Обросли этими своими колючками непонимания, неприятия детства, родительского невежества, авторитаризма, беспомощности своей… Отрастили иголки, думая, что это их справедливый гнев, направленный на негативные проявления «обнаглевших» детей и могущий что-либо изменить. А направлены-то эти иголки на самих детей. И как быть ребёнку с его пока не огрубевшим, к счастью, сердцем? Разве может он им прижаться к своей вот такой маме-кактусу? А ведь без этого соединения сердца с сердцем не произойдёт главного таинства в жизни человека – питания его духовной оси. Вот и получается, что наша педагогика – это педагогика обнажённого сердца. Потому что только к такому сердцу потянется детская душа. Только от такого сердца сможет воспламениться, напитавшись лучшими чувствами и образами. К такому сердцу призывает нас Манифест. Только через такое сердце лежит путь в Будущее, наполненное светом Красоты, Радости и Любви».