И.Киршин
ЗАЩИТНОЕ ВОСПИТАНИЕ
(памятка для родителей)
В последних выступлениях Ш.Амонашвили утверждает, что на детей идёт мощная, беспрецедентная агрессия. Она выражается в энергоинформационном давлении через СМИ, интернет, псевдоискусство и т.д. Суть этого явления в том, что люди с низким уровнем сознания активно транслируют свои ценности: эгоизм и потребленчество. Раздуваются низшие страсти: жадность, похоть, зависть, ревность и т.д. Демонстрируются, как естественные, примеры лжи, лицемерия, грубости.
Надо понимать, что дети – открыты и некритичны. Они воспринимают всё как должное. Берут пример. Это ломает им душу и судьбу. Сознание, заражённое эгоизмом, не в состоянии завести семью, нормально сотрудничать и заниматься благодатным творчеством. Раздувание низменных огней ведёт к параличу высших центров.
Как защитить?
Актуальны идеи В.Сухомлинского о защитном воспитании[1]. Такое воспитание возможно лишь при духовной общности, когда старшего и младшего соединяет взаимное доверие. Тогда можно создать ЗАЩИТУ КРАСОТОЙ – раскрыть ребёнку красоту природы, музыки, живописи, человеческих отношений. Не просто ходить с ним в поле и лес, но заразить своим безмолвным сердечным восхищением. Лишь переживая прекрасное, мы сможем направить внимание ребёнка к образу красоты.
Несомненно, что все моменты красоты, пережитые в детстве, станут мощным щитом от агрессивной пошлости, низости и грубости. Сердце ребёнка, вспоминая о прекрасном, отвернётся от грязи. Именно так было со мной.
Об этом писал Ф.Достоевский: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».
Второе средство защиты – увлеченность ребёнка хорошим делом. Грязь не проникнет в душу занятого ребёнка. Именно не формально занятого (не достаточно «сдать» его в секции и кружки), а увлечённого, думающего день и ночь о любимом деле (походе, спектакле, строительстве штаба и т.д.). Для этого родители и педагоги должны выделить время, место, средства. Разумеется, всё это будет сделано, только если родители и педагоги ПОНИМАЮТ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ДЕТСКОЙ ДУШИ. Понимают от чего её нужно защищать и как это делается. В противном случае, ребёнку просто не дадут возможности увлечься: «Не выдумывай, не занимайся ерундой, иди - делай уроки».
Третье средство защиты – забота о кошках, собаках, растениях. Чувства, пробуждённые в ребёнке, останутся на всю жизнь фундаментом его личности.
Четвёртое средство – регулирование энергоинформационных потоков (телевидение, интернет и др). Следует понять, зачем ребёнок это смотрит? Как это подействует: разрушит душу или поселит в ней образы добра, благородства и красоты?
Не случайно регулирование стоит на последнем месте – оно бессмысленно, если не сделано главное – не созданы условия для полноценной, увлекательной, напряжённой творческой жизни ребёнка. Запретами защиты не создать – запретный плод сладок. Но создать вокруг ребёнка разумную и устремлённую к красоте обстановку мы можем сообща.
Создаём ли мы её?
Как её создавать – можно узнать из упомянутой прекрасной статьи В.Сухомлинского.
Но самое главное – как мы это защитное воспитание применяем к себе. Ведь мы тоже нуждаемся в чистоте, красоте и осмысленных делах. Без такого примера детей нам не защитить.