Очень важная тема. Дорогие
родители, прочитайте, пожалуйста, внимательно. И через некоторое время
перечитайте снова. Как вы поступаете в подобных случаях?
Из книги Ш.А.
Амонашвили «Искусство семейного воспитания».
Как быть с отметками
…Если не найти мудрость применения отметок и оперирования ими,
мы можем значительно навредить духовно-нравственному миру Ребёнка. Отметки не
имеют педагогического и психологического оправдания, они есть факторы
принуждения. Дети и так хотят учиться и познавать, это их естество. Но мы не
доверяем этому естеству и подменяем природное стремление принуждением,
подхлёстыванием, кнутом и пряником. А детская природа не терпит насилия. Даже
самое желанное через принуждение становится для Ребёнка нежеланным.
Дети учились бы без всяких отметок, наград, поощрений и наказаний, лишь бы
мы сохранили за ними в обучающем процессе чувство свободного выбора,
переживание радости.
Но учителя, которые доверяют Природе в Ребёнке и согласно Ей ведут детей
по пути познания, могут рассказать, насколько они преуспевают в познании наук,
и расширяют свои интересы....
Нужно строить с Ребёнком отношения так, чтобы отметки не омрачали нашу
жизнь. Может быть, пригодится приведённый ниже свод рекомендаций.
– Ребёнок рождается со страстью к познанию, он изначально устремлён к
знаниям, учиться и открывать новое – его естественное состояние; мотив познания
внутри самого познания,
– для того чтобы учиться, ему не нужны формальные стимуляторы в виде
наград и отметок,
– достаточны наши удивления и восхищения тем, чем он сам интересуется и в
чём он преуспевает,
– не надо говорить маленькому Ребёнку, который скоро пойдёт в школу, что
он должен учиться только на пятёрки, должен стать отличником,
– «опять двойка» не должна ухудшать наши отношения с Ребёнком, из-за неё не устраиваем сцен,
– не ставим перед Ребёнком условия – или – или,
– не читаем ему нотации, не устраиваем суд над ним и не ограничиваем свободу, которую уже дали ему,
– выражаем надежду, что это поправимо, ибо у него есть способности,
– стараемся вместе с ним разбираться в причинах и искать условия их
устранения,
– не скандалим с учителем,
– настраиваем ребёнка на такую активность, чтобы учитель понял его,
– при успехе в учении радуемся, но не раздуваем значимость отметки,
– стараемся вселять в Ребёнка уверенность в свои способности и
возможности,
– не ведём за Ребёнком строгий контроль при выполнении домашних заданий,
– можем предложить нашу помощь, чтобы разобраться в трудных для него
вопросах,
– если сам захочет, охотно выслушаем, как он выучил параграф, стих, можем
просмотреть письменные упражнения,
– советуем, но не навязываем своё мнение,
– за успехом Ребёнка стараемся видеть качество знаний, забывая об отметке,
– одобряем мотивы, которые связаны с познанием, а не с исправлением
отметки,
– отдаём должное стараниям, прилежанию и творчеству, часто беседуем с Ребёнком на
интересующие его вопросы,
– охотно слушаем его рассуждения, не стесняемся учиться у него,
– какие бы он ни приносил домой отметки – хорошие или плохие их не подпускаем в нашу с
Ребёнком духовную общность,
– хорошие отметки радуют нас, но ради них не организуем праздники,
– принимаем внешние успехи Ребёнка, но интересуемся качеством знаний, его
отношением к знаниям, его начитанностью и увлечениями,
– подчёркнуто радуемся его достойным нравственным поступкам,
– ни младшего школьника, ни старшеклассника не поощряем гордиться своими
хорошими отметками, гордиться тем, что он учится лучше кого-либо из товарищей,
что он первый в школе,
– если дирекция школы устраивает стенд с портретами отличников, стараемся,
чтобы наш Ребёнок не счёл нужным, чтобы была выставлена его фотография,
– нашему Ребёнку отличнику советуем быть скромным, не высовываться, не
возгордиться, помогать одноклассникам без условностей,
– если учителя в школе будут раздувать психоз с отметками, мы отнесёмся к
этому спокойно и не будем поощрять, чтобы наш Ребёнок втягивался в эту гонку,
– на общих собраниях родителей в школе, где выдаются табеля успеваемости,
мы больше спрашиваем учителей, какими методами воспитания и обучения они
пользуются и как обновляют себя, как повышают квалификацию, что читают, спрашиваем о причинах, мешающих
нашему Ребёнку в продвижении или способствующих успеху,
– и редко задаём прямой вопрос: почему нашему Ребёнку выставлена та или
иная отметка по тому или иному учебному предмету,
– никогда не позволяем преподносить учителю ценные подарки с умыслом,
чтобы тот проявил благосклонность к нашему Ребёнку, а учителю, который поощряет это среди
родителей, надо проявить недоверие,
– но учителя, которого полюбили дети и который имеет добрый авторитет, мы
поддерживаем в его начинаниях.
|