Мастер-класс
Ребенок – маленький принц культуры
Авторы –
Е.И. Мышкин,
И.А. Киршин
Предисловие
В этой статье представлены материалы
мастер-класса, проведенного нами на Международных педагогических чтениях по
гуманной педагогике, посвященных теме «В чаше ребенка сияет зародыш зерна
культуры». Эти материалы, разумеется, не могут дать полного представления о
том, что происходило в аудитории. Однако, чтобы передать дух мастер-класса, мы
попытались воспользоваться художественными средствами. Строгая форма
плана-конспекта не смогла бы передать всех оттенков атмосферы мастер-класса,
которые собственно и являются наибольшей его ценностью.
Тема этого мастер-класса родилась
давно. Быть может, с детских, а потом и юношеских размышлений о культуре, с
ощущений живого и мертвого в литературе и искусстве. А если быть до конца
честным, то с боли, которая периодически настигала на уроках литературы в
школе, на лекциях в университете, в библиотеке, у экрана телевизора. И только
сейчас мы начинаем по-настоящему понимать, откуда бралась эта боль. Она
рождалась от фальши и грубости, которые невыносимы для восприимчивой души.
Особенно больно было, когда все это называлось культурой или другими не менее
«правильными» словами.
А потом был собственный
педагогический опыт, общение с коллегами. И та же боль, но уже за учеников, у
которых отняли поэзию созерцания и дух приключений, жар поиска и тепло диалога.
Видимо, поэтому так сильно захотелось отыскать простой и понятный ключ к
волнующему миру культуры и творчества, где нет мертвящей табели о рангах, а все
душные условности отброшены, где царит вдохновение и духовное равенство
созвучных. И вот, ключ этот нашелся. Им оказался, как это часто бывает,
литературный герой. В данном случае – Маленький принц Экзюпери.
Однако сам по себе образ «мальчика с
золотыми волосами» был бы недостаточен для того, чтобы раскрыть предложенную
нами тему. Весьма важно, в данном контексте, указать на те философские маяки,
которые позволили нам делать смелые предположения и сопоставления. Речь идет о критике
современной культуры и цивилизации, замкнутых в безысходном круге чисто
социальных, деятельностных задач. Такая критика представлена в истории
европейской философии и психологии широким спектром мыслителей. Мы в своих
разработках опираемся на идеи Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, П.А.
Флоренского, Н.К. Рериха, И.А. Ильина, Г. Марселя, М. Бубера, Э. Фромма, Г.С.
Батищева и других.
Полный текст Мастер-класса можно скачать здесь
|