Мастер-класс
Ребенок – маленький принц культуры
Авторы –
Е.И. Мышкин,
И.А. Киршин
Предисловие
В этой статье представлены материалы мастер-класса, проведенного нами на Международных педагогических чтениях по гуманной педагогике, посвященных теме «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры». Эти материалы, разумеется, не могут дать полного представления о том, что происходило в аудитории. Однако, чтобы передать дух мастер-класса, мы попытались воспользоваться художественными средствами. Строгая форма плана-конспекта не смогла бы передать всех оттенков атмосферы мастер-класса, которые собственно и являются наибольшей его ценностью.
Тема этого мастер-класса родилась давно. Быть может, с детских, а потом и юношеских размышлений о культуре, с ощущений живого и мертвого в литературе и искусстве. А если быть до конца честным, то с боли, которая периодически настигала на уроках литературы в школе, на лекциях в университете, в библиотеке, у экрана телевизора. И только сейчас мы начинаем по-настоящему понимать, откуда бралась эта боль. Она рождалась от фальши и грубости, которые невыносимы для восприимчивой души. Особенно больно было, когда все это называлось культурой или другими не менее «правильными» словами.
А потом был собственный педагогический опыт, общение с коллегами. И та же боль, но уже за учеников, у которых отняли поэзию созерцания и дух приключений, жар поиска и тепло диалога. Видимо, поэтому так сильно захотелось отыскать простой и понятный ключ к волнующему миру культуры и творчества, где нет мертвящей табели о рангах, а все душные условности отброшены, где царит вдохновение и духовное равенство созвучных. И вот, ключ этот нашелся. Им оказался, как это часто бывает, литературный герой. В данном случае – Маленький принц Экзюпери.
Однако сам по себе образ «мальчика с золотыми волосами» был бы недостаточен для того, чтобы раскрыть предложенную нами тему. Весьма важно, в данном контексте, указать на те философские маяки, которые позволили нам делать смелые предположения и сопоставления. Речь идет о критике современной культуры и цивилизации, замкнутых в безысходном круге чисто социальных, деятельностных задач. Такая критика представлена в истории европейской философии и психологии широким спектром мыслителей. Мы в своих разработках опираемся на идеи Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Н.К. Рериха, И.А. Ильина, Г. Марселя, М. Бубера, Э. Фромма, Г.С. Батищева и других.
Полный текст Мастер-класса можно скачать здесь