И.Киршин
ЗАЩИТНОЕ ВОСПИТАНИЕ
(памятка для родителей)
В последних выступлениях Ш.Амонашвили утверждает, что на детей идёт мощная,
беспрецедентная агрессия. Она выражается
в энергоинформационном давлении через СМИ, интернет, псевдоискусство и т.д. Суть
этого явления в том, что люди с низким уровнем сознания активно транслируют
свои ценности: эгоизм и потребленчество. Раздуваются низшие страсти: жадность,
похоть, зависть, ревность и т.д. Демонстрируются, как естественные, примеры
лжи, лицемерия, грубости.
Надо понимать, что дети – открыты и некритичны. Они воспринимают всё
как должное. Берут пример. Это ломает им душу и судьбу. Сознание, заражённое
эгоизмом, не в состоянии завести семью, нормально сотрудничать и заниматься
благодатным творчеством. Раздувание низменных огней ведёт к параличу высших
центров.
Как защитить?
Актуальны идеи В.Сухомлинского о защитном воспитании. Такое
воспитание возможно лишь при духовной общности, когда старшего и младшего
соединяет взаимное доверие. Тогда можно создать ЗАЩИТУ КРАСОТОЙ – раскрыть
ребёнку красоту природы, музыки, живописи, человеческих отношений. Не просто
ходить с ним в поле и лес, но заразить своим безмолвным сердечным восхищением.
Лишь переживая прекрасное, мы сможем направить внимание ребёнка к образу
красоты.
Несомненно, что все моменты красоты, пережитые в детстве, станут мощным
щитом от агрессивной пошлости, низости и грубости. Сердце ребёнка, вспоминая о
прекрасном, отвернётся от грязи. Именно так было со мной.
Об этом писал Ф.Достоевский: «Знайте
же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как
хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из
родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь
этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое
лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в
жизнь, то спасен человек на всю жизнь».
Второе средство защиты – увлеченность ребёнка хорошим делом. Грязь не
проникнет в душу занятого ребёнка. Именно не формально занятого (не достаточно
«сдать» его в секции и кружки), а увлечённого, думающего день и ночь о
любимом деле (походе, спектакле, строительстве штаба и т.д.). Для этого
родители и педагоги должны выделить время, место, средства. Разумеется, всё это
будет сделано, только если родители и педагоги ПОНИМАЮТ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ДЕТСКОЙ
ДУШИ. Понимают от чего её нужно защищать и как это делается. В противном
случае, ребёнку просто не дадут возможности увлечься: «Не выдумывай, не
занимайся ерундой, иди - делай уроки».
Третье средство защиты – забота о кошках, собаках, растениях. Чувства,
пробуждённые в ребёнке, останутся на всю жизнь фундаментом его личности.
Четвёртое средство – регулирование энергоинформационных потоков
(телевидение, интернет и др). Следует понять, зачем ребёнок это смотрит? Как
это подействует: разрушит душу или поселит в ней образы добра, благородства и
красоты?
Не случайно регулирование стоит на последнем месте – оно бессмысленно,
если не сделано главное – не созданы условия для полноценной, увлекательной,
напряжённой творческой жизни ребёнка. Запретами защиты не создать – запретный
плод сладок. Но создать вокруг ребёнка разумную и устремлённую к красоте
обстановку мы можем сообща.
Создаём ли мы её?
Как её создавать – можно узнать из упомянутой прекрасной статьи
В.Сухомлинского.
Но самое главное – как мы это защитное воспитание применяем к себе.
Ведь мы тоже нуждаемся в чистоте, красоте и осмысленных делах. Без такого
примера детей нам не защитить.
|